https://sputnik-georgia.ru/20230518/277821298.html
Россия исполнила полуторавековую мечту царей и советской власти
Россия исполнила полуторавековую мечту царей и советской власти
Sputnik Грузия
Несмотря на свою малую протяженность, строящийся в Иране участок железной дороги Решт-Астара представляет огромную важность 18.05.2023, Sputnik Грузия
2023-05-18T22:58+0400
2023-05-18T22:58+0400
2023-07-03T20:19+0400
в мире
политика
колумнисты
иран
москва
тегеран
владимир путин
александр новак
грузия
https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/07e7/05/12/277821483_0:124:2363:1453_1920x0_80_0_0_1fb527f58f983cb337db2e6641ce72e2.jpg
День 17 мая 2023 года совершенно точно войдет в новейшую историю как событие поистине исторического масштаба, о котором однажды, вполне возможно, даже напишут отдельную главу в учебнике по экономике для профильных вузов. В этот день Владимир Путин в режиме видеомоста вместе со своим иранским коллегой Ибрахимом Раиси дал старт строительству железнодорожной ветки Решт-Астара. Данный проект уже в ближайшем будущем воплотит мечту почти всех политических лидеров нашей страны за последние полтора века.Этому событию предшествовала высадка в Тегеране российского политического десанта в лице вице-премьера Александра Новака, министра транспорта Виталия Савельева, заместителя главы Центрального банка России и главы Таможенной службы. Посол Ирана в Москве Казем Джалали также сообщил, что в рамках этого же проекта уже на следующей неделе в Иран прибудет Эльвира Набиуллина. Состав российской делегации сам по себе намекает на важность события для нашей страны, а прием, оказанный Ираном, подтверждает ничуть не меньшую заинтересованность стороны персидской.Протяженность строящегося участка Решт-Астара всего 162 километра, и он целиком пролегает по территории исламской республики, но кажущаяся скромность цифр не должна никого вводить в заблуждение.Строительство Закавказской (тогда Поти-Тифлисской) железной дороги началось в 1865 году. Император Александр II и его преемники на троне упорно тянули колеи на юг сквозь горы Кавказа, ведомые безумной по тем временам мечтой — соединить прямым сухопутным коридором Россию и далекую Персию. После революции большевики принялись за дело с утроенным рвением. Уже в 1925 году трассу дотянули до армянского Ленинакана, грузинского Цхалтубо, в 1940 году на маршруте появились Цхинвал и Сухум, а в 1949-м грандиозная стройка завершилась открытием крупной станции Адлер. Дорога была переименована в Закавказскую. Но дальше дело пошло туго, и к 1991 году крайними точками на карте железной дороги остались Ленинакан в Армении и станции Нахичевань и Ленкорань в Азербайджане.Сейчас очень много говорят о сближении Москвы и Пекина, незаслуженно отодвигая в тень аналогичные процессы с Ираном. В декабре прошлого года американский Bloomberg разразился форменной истерикой на тему того, что Москва и Тегеран ударными темпами строят сразу несколько транспортных коридоров, включая морской через Астрахань и Дагестан в порты Астара, Энзели, Ноушехр и Амирабад, а также обсуждаемый сегодня железнодорожный участок. Внезапно выяснилось, что персы, давно и прочно сидящие под санкциями США и всего демократического мира, стахановскими темпами тянут железную ветку на юг в порты Бендер-Аббас и Чабахар. Как только стройка будет завершена, из России можно будет прямиком добраться даже не до Тегерана, а сразу до индийского порта Мумбаи — одного из крупнейших товарно-логистических узлов всей Азии, по перевалке уступающего только портам Кандла и Парадип, через каждый из которых ежегодно проходит более сотни миллионов тонн грузов.Именно поэтому строительство последнего отрезка трассы мизерной по железнодорожным меркам протяженности придается такое значение, а первый костыль в полотно забивают под присмотром глав двух государств.Здесь нужно обязательно добавить несколько кавказских штрихов.Во-первых, становится понятно дипломатическое упорство Москвы, выступающей арбитром между Арменией и Азербайджаном. Кремлю критически важно проложить надежный транспортный коридор в Азию, а для этого нужно, чтобы в регионе, через который проходит единственная ветка, было спокойно и стабильно. Во-вторых, остается до сего дня не используемый участок пути через Грузию. Тбилиси, конечно, никакой не союзник, но санкции против России за полтора года так и не ввел, а недавно Владимир Путин внезапно возобновил авиационное сообщение между странами. Примечательно, что Саломе Зурабишвили назвала это провокацией, но парламент ее мнение просто проигнорировал, так что в резерве остается и грузинский транзит, ведущий в турецкий Эрзурум; но об этом в другой раз.В копилку неслучайных случайностей нужно добавить также факт, что по итогам 2022 года товарооборот между Россией и Ираном установил новый исторический рекорд. Посол России в Иране Алексей Дедов недавно сообщил, что за год показатели выросли сразу на 15 процентов, а общая стоимость превысила 4,5 миллиарда долларов.В завершение добавим, что сейчас грузы между Россией и Ираном закладывают длинную загогулину, выходя из портов Балтики и следуя далее через Северное море, мимо Франции, Испании, через Средиземное море и Суэцкий канал. Суда, чтобы достичь упомянутого выше порта Мумбаи, проделывают путь протяженностью более 14 тысяч километров, на что уходит в среднем 40 дней. Как только откроется короткий — дешевый и прямой — путь через Кавказ и Иран, протяженность маршрута сократится до трех тысяч километров.Как говорится, коротка рельса, да дорога.Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
иран
москва
тегеран
Sputnik Грузия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Сергей Савчук
https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/07e5/08/0a/252551655_0:0:201:200_100x100_80_0_0_6e08b8f4488df83992fba4ad5a259a0f.jpg
Сергей Савчук
https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/07e5/08/0a/252551655_0:0:201:200_100x100_80_0_0_6e08b8f4488df83992fba4ad5a259a0f.jpg
Новости
ru_GE
Sputnik Грузия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/07e7/05/12/277821483_75:0:2804:2047_1920x0_80_0_0_c6d3955d049a57da24516e7300805d1b.jpgSputnik Грузия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Сергей Савчук
https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/07e5/08/0a/252551655_0:0:201:200_100x100_80_0_0_6e08b8f4488df83992fba4ad5a259a0f.jpg
в мире, политика, колумнисты, иран, москва, тегеран, владимир путин, александр новак, грузия
в мире, политика, колумнисты, иран, москва, тегеран, владимир путин, александр новак, грузия
Россия исполнила полуторавековую мечту царей и советской власти
22:58 18.05.2023 (обновлено: 20:19 03.07.2023) Несмотря на свою малую протяженность, строящийся в Иране участок железной дороги Решт-Астара представляет огромную важность
День 17 мая 2023 года совершенно точно войдет в новейшую историю как событие поистине исторического масштаба, о котором однажды, вполне возможно, даже напишут отдельную главу в учебнике по экономике для профильных вузов. В этот день Владимир Путин в режиме видеомоста вместе со своим иранским коллегой Ибрахимом Раиси дал старт строительству железнодорожной ветки Решт-Астара. Данный проект уже в ближайшем будущем воплотит мечту почти всех политических лидеров нашей страны за последние полтора века.
Этому событию предшествовала высадка в Тегеране российского политического десанта в лице вице-премьера Александра Новака, министра транспорта Виталия Савельева, заместителя главы Центрального банка России и главы Таможенной службы. Посол Ирана в Москве Казем Джалали также сообщил, что в рамках этого же проекта уже на следующей неделе в Иран прибудет Эльвира Набиуллина. Состав российской делегации сам по себе намекает на важность события для нашей страны, а прием, оказанный Ираном, подтверждает ничуть не меньшую заинтересованность стороны персидской.
Протяженность строящегося участка Решт-Астара всего 162 километра, и он целиком пролегает по территории исламской республики, но кажущаяся скромность цифр не должна никого вводить в заблуждение.
Строительство Закавказской (тогда Поти-Тифлисской) железной дороги началось в 1865 году. Император Александр II и его преемники на троне упорно тянули колеи на юг сквозь горы Кавказа, ведомые безумной по тем временам мечтой — соединить прямым сухопутным коридором Россию и далекую Персию.
О важности проекта говорит тот факт, что строительство не прекращалось на всем протяжении Первой мировой войны, к моменту революции 1917 года стальные магистрали дотянулись до Сочи, наискось прошли Армению и ушли в Турцию, а также почти достигли Баку.
После революции большевики принялись за дело с утроенным рвением. Уже в 1925 году трассу дотянули до армянского Ленинакана, грузинского Цхалтубо, в 1940 году на маршруте появились Цхинвал и Сухум, а в 1949-м грандиозная стройка завершилась открытием крупной станции Адлер. Дорога была переименована в Закавказскую. Но дальше дело пошло туго, и к 1991 году крайними точками на карте железной дороги остались Ленинакан в Армении и станции Нахичевань и Ленкорань в Азербайджане.
Сейчас очень много говорят о сближении Москвы и Пекина, незаслуженно отодвигая в тень аналогичные процессы с Ираном. В декабре прошлого года американский
Bloomberg разразился форменной истерикой на тему того, что Москва и Тегеран ударными темпами строят сразу несколько транспортных коридоров, включая морской через Астрахань и Дагестан в порты Астара, Энзели, Ноушехр и Амирабад, а также обсуждаемый сегодня железнодорожный участок. Внезапно выяснилось, что персы, давно и прочно сидящие под санкциями США и всего демократического мира, стахановскими темпами тянут железную ветку на юг в порты Бендер-Аббас и Чабахар. Как только стройка будет завершена, из России можно будет прямиком добраться даже не до Тегерана, а сразу до индийского порта Мумбаи — одного из крупнейших товарно-логистических узлов всей Азии, по перевалке уступающего только портам Кандла и Парадип, через каждый из которых ежегодно проходит более сотни миллионов тонн грузов.
Именно поэтому строительство последнего отрезка трассы мизерной по железнодорожным меркам протяженности придается такое значение, а первый костыль в полотно забивают под присмотром глав двух государств.
Здесь нужно обязательно добавить несколько кавказских штрихов.
Во-первых, становится понятно дипломатическое упорство Москвы, выступающей арбитром между Арменией и Азербайджаном. Кремлю критически важно проложить надежный транспортный коридор в Азию, а для этого нужно, чтобы в регионе, через который проходит единственная ветка, было спокойно и стабильно. Во-вторых, остается до сего дня не используемый участок пути через Грузию. Тбилиси, конечно, никакой не союзник, но санкции против России за полтора года так и не ввел, а недавно Владимир Путин внезапно возобновил авиационное сообщение между странами. Примечательно, что Саломе Зурабишвили назвала это провокацией, но парламент ее мнение просто проигнорировал, так что в резерве остается и грузинский транзит, ведущий в турецкий Эрзурум; но об этом в другой раз.
В копилку неслучайных случайностей нужно добавить также факт, что по итогам 2022 года
товарооборот между Россией и Ираном установил новый исторический рекорд. Посол России в Иране Алексей Дедов недавно сообщил, что за год показатели выросли сразу на 15 процентов, а общая стоимость превысила 4,5 миллиарда долларов.
Россия отправляет на юг продукты неорганической химии, жизненно важное для иранской нефтяной и газовой промышленности оборудование, различные измерительные приборы. В обратную сторону едут продукты питания, стройматериалы, пластмассы и черные металлы.
В завершение добавим, что сейчас грузы между Россией и Ираном закладывают длинную загогулину, выходя из портов Балтики и следуя далее через Северное море, мимо Франции, Испании, через Средиземное море и Суэцкий канал. Суда, чтобы достичь упомянутого выше порта Мумбаи, проделывают путь протяженностью более 14 тысяч километров, на что уходит в среднем 40 дней. Как только откроется короткий — дешевый и прямой — путь через Кавказ и Иран, протяженность маршрута сократится до трех тысяч километров.
Как говорится, коротка рельса, да дорога.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.