Необходимо ли принимать закон об "иноагентах" в Грузии – мнение омбудсмена

© photo: Sputnik / StringerАкция протеста у здания парламента Грузии против закона "Об иноагентах"
Акция протеста у здания парламента Грузии против закона Об иноагентах - Sputnik Грузия, 1920, 11.04.2024
Подписаться
Достичь легитимной цели повышения прозрачности потоков иностранной помощи можно путем внесения поправок в закон "О грантах", считает Народный защитник
ТБИЛИСИ, 11 апр — Sputnik. Для того, чтобы добиться прозрачности зарубежного финансирования неправительственных организаций (НПО) в Грузии, можно и не принимать закон "О прозрачности иностранного влияния", говорится в заявлении Народного защитника Грузии Левана Иоселиани.
Парламентское большинство инициировало проект закона, который был отозван на фоне массовых протестов в марте 2023 года. Возвращение к вопросу было аргументировано тем, что зарубежные доноры увеличили тайное финансирование радикальных групп и партий в Грузии, несмотря на обещания о прозрачности. Власти Грузии уже подверглись критике как со стороны оппонентов, так и Евросоюза, США, ООН и Совета Европы.

"Цель этой инициативы – повысить прозрачность потоков иностранной помощи, предназначенной для Грузии, и подотчетность получающих организаций – это легитимная цель, хотя достичь этого можно и без непропорционального вмешательства в право на объединение, что не должно проявляться в стигматизации организаций и ущемлении человеческого достоинства", – говорится в заявлении.

По мнению народного защитника, указанная легитимная цель может быть достигнута путем внесения иных изменений в действующее законодательство.
Как отмечено в информации, год назад похожий законопроект был инициирован в парламенте Грузии. На основании обращений Народного защитника от 24 февраля и 6 марта 2023 года он был оценен БДИПЧ/ОБСЕ как инициативы, несовместимые с основными правами человека.

"В Конституции Грузии сказано, что конституционные органы должны принять все меры в пределах своих полномочий для обеспечения полной интеграции Грузии в Евросоюз и в организацию Североатлантического договора", – говорится в сообщении.

Как отметил омбудсмен, отраженное в законодательстве других стран схожее регулирование в отношении свободы объединений и выражения мнений, а также права на неприкосновенность частной жизни было оценено негативно Европейским судом по правам человека, Судом Европейского Союза, Бюро по демократическим институтам и прав человека ОБСЕ (ОБСЕ/БДИПЧ), комиссаром Совета Европы по правам человека, Венецианской комиссией и Спецдокладчиком ООН.
По мнению Народного защитника, парламенту не следует принимать какой-либо правовой акт, который может поставить под угрозу реализацию конституционных устремлений Грузии.
Как отмечено в сообщении омбудсмена, также важно, что с 2020 года в Грузии действует база данных eAIMS, которая была создана в результате совместной работы Министерства финансов Грузии, Аппарата госминистра Грузии по интеграции в Европу и Евроатлантические структуры и администрация правительства Грузии.
Указанная база данных размещена на сайте, который доступен всем заинтересованным лицам. Он позволяет пользователю получить информацию обо всех донорах, типах финансирования, проектах и тематических областях. На этом же портале при помощи удобной системы поиска можно хранить информацию о размерах расходов организаций.

Как считает омбудсмен, внося соответствующие изменения в закон Грузии "О грантах" и модифицируя вышеупомянутую базу данных eAIMS, можно легко достичь легитимной цели повышения прозрачности потоков иностранной помощи и подотчетности организации-получателя.

Особое внимание следует обратить на то, что представленный законопроект создает основу для сбора и раскрытия большого объема персональных данных о любом лице, состоящем в различных (трудовых или служебных договорных) отношениях с организациями, что может ущемлять право на конфиденциальность.
Народный защитник Грузии выражает полную готовность провести дополнительные консультации с авторами законопроекта с целью приведения рассматриваемых инициатив в соответствие с правозащитными стандартами.

Детали законопроекта

Законопроект предполагает лишь регистрацию организаций, проводящих интересы иностранной силы, и прозрачность их финансирования. Нет никаких ограничений их деятельности.
Организацией, проводящей интересы иностранной силы, могут считаться только те юридические лица, источником 20% годового дохода которых является "иностранная сила".
Если организация удовлетворяет соответствующим критериям, она сама должна обратиться в Национальное агентство публичного реестра для ее регистрации. Процедура будет бесплатной.
Субъекты, зарегистрированные в реестре организаций, проводящих интересы иностранной силы, согласно законопроекту, обязаны каждый год в январе в электронном виде заполнять финансовую декларацию за предыдущий год.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram>>
Лента новостей
0