Потенциальный инвестор порта Анаклия осуществляет проекты в ЕС – замглавы Минэкономики
16:59 31.05.2024 (обновлено: 21:07 31.05.2024)
© Ministry of Economy and Sustainable Development of GeorgiaЗамминистра экономики и устойчивого развития Гурам Гурамишвили на министериале Транспортного объединения в Северной Македонии.
© Ministry of Economy and Sustainable Development of Georgia
Подписаться
В оппозиции заявили, что китайская компания, которая может заняться строительством порта Анаклия, внесена в черные списки США и Всемирного банка
ТБИЛИСИ, 31 мая — Sputnik. Китайско-сингапурский консорциум, который вероятнее всего станет частным партнером государства в проекте строительства первого глубоководного порта в Грузии в городке Анаклия, не находится под санкциями и осуществляет проекты по всему миру, в том числе в Европе, заявил замглавы Минэкономики страны Гурам Гурамишвили.
В оппозиционной партии "Лело для Грузии" заявили, что консорциум внесен в черные списки США и Всемирного банка. В ответ на это посол Китая в Грузии Чжоу Цзянь заявил, что финансируемые из США и Тайваня т. н. аналитические центры распространяют дезинформацию против консорциума. Согласно распространившейся информации, НПО супруги одного из лидеров партии "Лело" Давида Усупашвили Тины Хидашели "Гражданская идея" финансируется тайваньскими организациями.
"Мы изучаем документацию от начала до конца и с полной ответственностью четко заявляем, что китайско-сингапурский консорциум не находится под санкциями", – сказал Гурамишвили.
В консорциум входят китайская компания China Communications Construction Company Limited (СССС) и сингапурская компания China Harbour Investment Pte. Ltd. Против китайской компании, как отметил Гурамишвили, действуют ограничения США.
"Что касается компании консорциума, материнской компании, в 2020 году Департамент торговли США внес СССС в специальный список, который подразумевает следующее: если компания и аффилированные с ней пять компаний соберутся что-то вывозить на экспорт из США или делать реэкспорт либо осуществлять транзакции из одной компании в другую, они должны брать специальное разрешение", – пояснил Гурамишвили.
Он отметил, что решение США не подразумевает ни заморозки активов, ни запрета деятельности, ни запрета резидентам США и странам вне США получать какие-либо услуги от этой компании и ее дочек.
"Более того, эта компания – СССС – осуществляет в Европе два крупнейших проекта, а также осуществила крупнейшие проекты в мировом масштабе, и дочерняя компания, входящая в консорциум, осуществляет строительство определенных участков скоростной трассы Восток-Запад в Грузии", – сказал Гурамишвили.
Замминистра подчеркнул, что консорциум не внесен в черные списки международных финансовых институтов.
Квалификационные требования в рамках отбора частного партнера государства для проекта строительства порта Анаклия удовлетворили только два претендента – швейцарско-люксембургская компания (Terminal Investment Limited Holding S.A. (T.I.L Holding S.A) и китайско-сингапурский консорциум.
Претенденты должны были до 20 мая 2024 года представить техническое, коммерческое и финансовое предложения, но предложения в указанные сроки поступили только от китайско-сингапурского консорциума.
Неудачная первая попытка
Строительство нового глубоководного порта в Анаклия началось в декабре 2017 года, но через полгода, когда уже началось углубление акватории, работы были заморожены. Изначально государство планировало передать строительство порта полностью в руки частного сектора и объявило тендер с этими условиями в 2016 году.
Победителем стал "Консорциум развития порта Анаклия", который основали TBC Holding и американская компания Conti International LLC, создав компанию Anaklia Holding JSC. Именно участие американской компании было обязательным условием государства.
"Консорциум развития Анаклия" не смог выполнить взятые на себя обязательства о закрытии финансовой сделки, предусматривающей получение 400 миллионов долларов от международных финансовых институтов – EBRD, EIB, OPIC и NDB.
Главной причиной стало требование международных финансовых институтов о гарантиях со стороны государства заявленного грузооборота.