https://sputnik-georgia.ru/20241203/pochemu-konstitutsionnyy-sud-gruzii-ne-stal-rassmatrivat-iski-ob-otmene-rezultatov-vyborov-291225342.html
Почему Конституционный суд Грузии не стал рассматривать иски об отмене результатов выборов
Почему Конституционный суд Грузии не стал рассматривать иски об отмене результатов выборов
Sputnik Грузия
Оппозиция и президент пытались через суд добиться аннулирования результатов выборов, согласно которым "Грузинская мечта" осталась во власти 03.12.2024, Sputnik Грузия
2024-12-03T20:08+0400
2024-12-03T20:08+0400
2024-12-03T21:08+0400
политика
грузия
новости
саломе зурабишвили
единое национальное движение
конституционный суд грузии
конституция грузии
парламентские выборы в грузии 2024
https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/07e7/0a/10/283305766_0:0:1728:972_1920x0_80_0_0_6cfc8122b598aeadeec44f0d4b40c61b.jpg
ТБИЛИСИ, 3 дек — Sputnik. Конституционный суд отказался принимать к рассмотрению иски президента Саломе Зурабишвили и 30 оппозиционных депутатов, требующих признания неконституционными результаты парламентских выборов, объяснив это недостатком аргументов.В частности, истцы обжаловали конституционность норм, регулирующих выборы, и проведенные на основании этих норм выборы 26 октября. В основном обвинения касаются нарушения двух конституционных принципов – всеобщего и тайного голосования. Также в исках оспорена норма Избирательного кодекса, которая позволяет регистрировать новоизбранных депутатов в то время как Конституционный суд рассматривает вопрос о конституционности проведенных выборов.Оппозиция и президент пытались через Конституционный суд добиться аннулирования результатов парламентских выборов, согласно которым "Грузинская мечта" сохранила за собой власть, и проведения новых выборов. В случае иска президента речь шла в том числе о выборах в Верховный совет Аджарской автономной республики, которые прошли параллельно выборам в парламент Грузии. Иски и аргументы судаО нарушении принципа всеобщего голосованияО том, что власти Грузии целенаправленно создавали сложности для оппозиционно настроенной грузинской диаспоры за рубежом, президент начала говорить еще в предвыборный период.Что касается исков, их авторы считают неконституционным, помимо прочего, распоряжение ЦИК Грузии от 26 сентября об открытии избирательных участков за рубежом только в зданиях диппредставительств страны. Ни в одном нормативном акте не написано, что избирательные участки должны открываться в диппредставительствах, сказано в иске.Истцы назвали дискриминацией то, что проживающим за границей пришлось преодолевать многие километры до избирательных участков, тогда как в Грузии избиратели голосовали рядом с домом. Истцы подчеркнули, что государство обязано обеспечить доступность участия в выборах всех граждан. В Избирательном кодексе четко сказано, что избирательный участок за рубежом открывается для не менее чем 50 и не более чем 3 тысяч избирателей. И это, как отмечено в иске, является обязательством ЦИК, а не его дискреционным правом. Истцы отметили, что 2/3 зарегистрированных за рубежом избирателей не смогли принять участие выборах. При этом количество тех избирателей, которые были внесены в список избирателей и не смогли проголосовать, составляет 3% от общего числа избирателей. Согласно иску оппозиционных депутатов, за рубежом в день выборов находились более 270 тысяч граждан Грузии и большинство из них не смогли проголосовать. Все это, по мнению истцов, наряду с нарушением принципа тайного голосования, оказало значительное влияние на результаты выборов. Установление определенных барьеров для участия в выборах, в том числе и неоткрытие избирательного участка в том или ином месте, само по себе не указывает на нарушение избирательного права, говорится в решении суда. "Формальное открытие ненадлежащим образом обустроенного участка рядом с фактическим местом жительства того или иного гражданина за границей не может быть требованием избирательного права, защищенного Конституцией", - сказано в решении.Нарушение права на голосование может быть налицо в том случае, если будет доказано, что государство имело "разумные ресурсы", возможность в условиях надлежащей организации открыть больше избирательных участков за рубежом, но не сделало этого. "Именно это обстоятельство следовало надлежащим образом обосновать в конституционном иске", - сказано в решении суда. Суд подчеркнул, что открытие избирательного участка за границей и правильная организация выборов связаны со значительными техническими и, самое главное, человеческими ресурсами. Мобилизацию человеческого ресурса должно обеспечить не только государство, но и политические партии."Соответственно, истец был обязан документально подтвердить в иске, что государство и политические партии имеют разумную возможность мобилизовать аналогичные ресурсы в населенных пунктах, где нет дипломатических представительств Грузии", - говорится в решении суда.Безосновательными счел суд и претензии истцов касательно дискриминации проживающих за рубежом граждан Грузии. "Естественно, невозможно обеспечить доступность избирательных участков за рубежом в той степени, в которой это реализовано в Грузии. Если за рубежом открыть хоть 3 тысячи избирательных участков, среднее расстояние до участка для граждан все равно будет в двести раз больше, чем в Грузии", - сказано в решении. Подписывайтесь на наш канал в Telegram>>
Sputnik Грузия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Sputnik Грузия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_GE
Sputnik Грузия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/07e7/0a/10/283305766_216:0:1512:972_1920x0_80_0_0_f09c83361b77138a192d277be7b34994.jpgSputnik Грузия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
политика, грузия, новости, саломе зурабишвили , единое национальное движение, конституционный суд грузии, конституция грузии, парламентские выборы в грузии 2024
политика, грузия, новости, саломе зурабишвили , единое национальное движение, конституционный суд грузии, конституция грузии, парламентские выборы в грузии 2024
Почему Конституционный суд Грузии не стал рассматривать иски об отмене результатов выборов
20:08 03.12.2024 (обновлено: 21:08 03.12.2024) Дополняется
Оппозиция и президент пытались через суд добиться аннулирования результатов выборов, согласно которым "Грузинская мечта" осталась во власти
ТБИЛИСИ, 3 дек — Sputnik. Конституционный суд отказался принимать к рассмотрению иски президента Саломе Зурабишвили и 30 оппозиционных депутатов, требующих признания неконституционными результаты парламентских выборов, объяснив это недостатком аргументов.
В частности, истцы обжаловали конституционность норм, регулирующих выборы, и проведенные на основании этих норм выборы 26 октября.
В основном обвинения касаются нарушения двух конституционных принципов – всеобщего и тайного голосования. Также в исках оспорена норма Избирательного кодекса, которая позволяет регистрировать новоизбранных депутатов в то время как Конституционный суд рассматривает вопрос о конституционности проведенных выборов.
Оппозиция и президент пытались через Конституционный суд добиться аннулирования результатов парламентских выборов, согласно которым "Грузинская мечта" сохранила за собой власть, и проведения новых выборов.
В случае иска президента речь шла в том числе о выборах в Верховный совет Аджарской автономной республики, которые прошли параллельно выборам в парламент Грузии.
О нарушении принципа всеобщего голосования
О том, что власти Грузии целенаправленно создавали сложности для оппозиционно настроенной грузинской диаспоры за рубежом, президент начала говорить еще в предвыборный период.
Что касается исков, их авторы считают неконституционным, помимо прочего, распоряжение ЦИК Грузии от 26 сентября об открытии избирательных участков за рубежом только в зданиях диппредставительств страны.
Ни в одном нормативном акте не написано, что избирательные участки должны открываться в диппредставительствах, сказано в иске.
Истцы назвали дискриминацией то, что проживающим за границей пришлось преодолевать многие километры до избирательных участков, тогда как в Грузии избиратели голосовали рядом с домом.
Истцы подчеркнули, что государство обязано обеспечить доступность участия в выборах всех граждан. В Избирательном кодексе четко сказано, что избирательный участок за рубежом открывается для не менее чем 50 и не более чем 3 тысяч избирателей. И это, как отмечено в иске, является обязательством ЦИК, а не его дискреционным правом.
Истцы отметили, что 2/3 зарегистрированных за рубежом избирателей не смогли принять участие выборах. При этом количество тех избирателей, которые были внесены в список избирателей и не смогли проголосовать, составляет 3% от общего числа избирателей.
Согласно иску оппозиционных депутатов, за рубежом в день выборов находились более 270 тысяч граждан Грузии и большинство из них не смогли проголосовать.
Все это, по мнению истцов, наряду с нарушением принципа тайного голосования, оказало значительное влияние на результаты выборов.
В парламентских выборах приняли участие 2 111 834 избирателя (всего 3 508 294), из них за рубежом проголосовали 34 574 (всего 95 910). За рубежом было открыто 60 участков в 42 странах. Граждане Грузии, которые хотели проголосовать на парламентских выборах за рубежом, но не стояли на консульском учете и не имели регистрации, должны были зарегистрироваться в диппредставительстве или консульстве Грузии, или в специально созданной к предстоящим выборам участковой избирательной комиссии в стране пребывания. Установление определенных барьеров для участия в выборах, в том числе и неоткрытие избирательного участка в том или ином месте, само по себе не указывает на нарушение избирательного права, говорится в
решении суда.
"Формальное открытие ненадлежащим образом обустроенного участка рядом с фактическим местом жительства того или иного гражданина за границей не может быть требованием избирательного права, защищенного Конституцией", - сказано в решении.
Нарушение права на голосование может быть налицо в том случае, если будет доказано, что государство имело "разумные ресурсы", возможность в условиях надлежащей организации открыть больше избирательных участков за рубежом, но не сделало этого.
"Именно это обстоятельство следовало надлежащим образом обосновать в конституционном иске", - сказано в решении суда.
Суд подчеркнул, что открытие избирательного участка за границей и правильная организация выборов связаны со значительными техническими и, самое главное, человеческими ресурсами. Мобилизацию человеческого ресурса должно обеспечить не только государство, но и политические партии.
"Соответственно, истец был обязан документально подтвердить в иске, что государство и политические партии имеют разумную возможность мобилизовать аналогичные ресурсы в населенных пунктах, где нет дипломатических представительств Грузии", - говорится в решении суда.
Безосновательными счел суд и претензии истцов касательно дискриминации проживающих за рубежом граждан Грузии.
"Естественно, невозможно обеспечить доступность избирательных участков за рубежом в той степени, в которой это реализовано в Грузии. Если за рубежом открыть хоть 3 тысячи избирательных участков, среднее расстояние до участка для граждан все равно будет в двести раз больше, чем в Грузии", - сказано в решении.