Наезд на маршрутки: хаоса в Тбилиси станет меньше?

Мэрия Тбилиси в очередной раз попыталась навести порядок в столице, введя новые правила остановок для маршрутных микроавтобусов, а корреспондент Sputnik отправился на проверку, чтобы узнать, как горожане и водители соблюдают предписание
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

 

Ежедневно жители Тбилиси выходят на ловлю "маршруток" — так здесь называют маршрутные микроавтобусы на 10-13 человек, которые все традиционно ругают и обвиняют в беспределе на дорогах, но без которых жизнь в городе просто встанет.

Не улыбаемся, но машем!

Хмурые, заспанные люди, выстроившиеся с утра вдоль тротуаров в рабочие дни – явление, привычное для столицы. Кому на работу, кому на учебу и каждый ждет свою "маршрутку".

По статистике, это самый популярный общественный транспорт в столице. В среднем, в полуторамиллионном городе маршрутки ежедневно перевозят под 400 тысяч человек.

В Тбилиси вступили в силу новые правила остановок для маршрутных такси

Метро в Тбилиси – небольшое, всего две линии, троллейбусы и трамваи приказали долго жить, остались автобусы – но далеко не каждый проберется по знаменитым узким улочкам или вскарабкается на тбилисские подъемы, поэтому многочисленные небольшие и мобильные "маршрутки" для горожан – просто спасение.

Уже который мэр пытается как-то упорядочить передвижение маршруток. Совсем уж дикие времена закончились несколько лет назад, когда мэрия объявила тендер на ввоз одинаковых желтых микроавтобусов марки Ford и четыре компании получили право на перевозку пассажиров на 20 лет.

А с этой недели мэрия определила аж 14 улиц, на которых "маршрутки" могут сажать и высаживать пассажиров только на автобусных остановках.

Для Тбилиси это настоящая революция. Ведь "маршрутки" — это такой специальный вид транспорта, который останавливается где попало и как попало. Хаос на улицах грузинской столицы благодаря маршруткам крепчает год от года. С другой стороны удобно – вышел, махнул рукой и сел.

Мой вклад в "маршруточный беспредел"

Для того, чтобы добраться до работы из спального района в исторический центр, маршрутка необходима и мне — вашему покорному слуге. Можно и на метро, но до него и от него нужно идти, и в итоге это около часа, а на микроавтобусе можно добраться за полчаса, и прямо до подъезда.

Так что в 9:30 я на улице. Усиленно машу двумя руками и даже подпрыгиваю, как только вижу знакомый номер — перед маршруткой идет автобус, загораживая обзор. Бдительный водитель маршрутки меня не пропускает, и далее только истинный тбилисец может расшифровать набор жестов, обозначающих – вижу тебя, спустись немного по улице и жди. Затем маршрутка лихо подрезает автобус и пристраивается у обочины. Водитель автобуса истерически жмет на сигнал и вопит на всю улицу – комбинация эпитетов поражает воображение.

Пассажирский автобус на одной из тбилисских улиц

Его коллега из маршрутки в ответ сигналит особым образом, что должно означать — успокойся, ничего такого, никого не сбил, и аварии не было.

За стеклами автобуса и маршрутки белеют лица пассажиров – все почему-то рассматривают меня. И мне становится стыдно — неужели я вызвал этот минутный хаос?

Когда Джордж Буш — ни при чем

В маршрутке – новая надпись, черным – по желтому: "Маршрутное такси останавливается только на местах, определенных для общественного транспорта".

Знают об этом пока не все. Выезжаем на "Джорджа Буша" — одну из тех улиц, где маршрутные такси должны останавливаться по новым правилам.

Транспортный коллапс или почему Тбилиси не SimCity

Озябшая девушка стоит совсем не там, где нужно. Но мы все равно останавливаемся.

"В следующий раз – только на остановке ", — говорит недовольный водитель.

"Странно, никогда у вас такого не было", — отвечает недовольная девушка.

Едем дальше. Маршрутка забита. Мне уже несколько раз наступили на ногу. За спиной разговор на повышенных тонах, обычный тбилисский спор между встретившимися в общественном транспорте шикующими знакомыми: "Убери деньги, я плачу!" — "Нет, я плачу за всех!".

Хмурые лица немного разглаживаются, все с интересом прислушиваются – чья возьмет.

Мне тоже немного интересно, но пора выходить. Прошу водителя остановить – тормозим резко, часть людей скатывается с сидений. Опять почему-то чувствую себя виноватым, с облегчением выскакиваю. А маршрутки уже и след простыл, как и звуков песни "Знаешь, как хочется жить", которая играла всю дорогу.

По ходу подрезав "скорую", моя маршрутка бодро покатила на центральный проспект. Интересно, что мэрия придумает в следующий раз, в попытках навести порядок?