Александр Геловани
В начале нулевых была популярная замечательная компьютерная игра SimCity. Условия игры достаточно простые, как и во всех компьютерных играх того благословенного периода. Строишь город, развиваешь объекты инфраструктуры и соцкультбыта, устанавливаешь налоги, желательно низкие, чтобы привлечь бизнес.
Если делаешь все правильно, народ счастлив, мэру, то есть тебе, пишут благодарственные письма, казна полна, а город растет, как на дрожжах, получая экологически чистую энергию и пользуясь всеми благами цивилизации. Потом все усложнили, введя кучу непонятных индивидуальных персонажей, о которых мэр должен был заботится не меньше, чем о вывозе мусора или снабжении города электроэнергией, и я потерял к игре интерес.
Так вот, одной из самых главных проблем, с которой сталкивался компьютерный мэр по ходу игры, была проблема пробок. Не успеешь вовремя расширить дороги, забудешь про ремонт, и вот уже вместо красивых зеленых полос, означающих, что все замечательно, у тебя красные линии, сигнализирующие о пробках. Как только таких красных линий становится слишком много, жители покидают район, мэру пишут письма с проклятиями, налоги сокращаются и вообще все плохо.
Но не знают, вернее, не понимают другого: прямую связь между тем, как живет город, с выбором каждого конкретного избирателя в день голосования.
Граждане развитых демократических стран прекрасно понимают связь между решением их бытовых проблем и выборами муниципальных властей
Наши же люди о связи между решением муниципальных проблем с выборами муниципальных властей знают чисто теоретически. Мы голосуем сердцем, а не разумом. Как, кстати, и наши политики, участвующие в предвыборной борьбе, но при этом не предлагающие четкого, конкретного плана решения одной из острейших проблем города.
А тем временем в утренние и вечерние часы перебраться с левого берега Куры на правый, или в обратном направлении, сродни с форсированием водной преграды в период интенсивных боевых действий.
Так вот, насчет того, что городская инфраструктура не готова к такому количеству машин, абсолютно верно. Скажу больше, точечная застройка центральных районов города окончательно добила эту самую инфраструктуру.
А вот насчет того, что ничего нельзя с этим сделать – большой вопрос. Сделать можно и нужно. Инфраструктура городского транспорта состоит из трех компонентов — хорошее состояние дорог, строительство новых дорог и транспортных развязок и продуманная схема движения автотранспорта. А теперь вопрос — какой из этих компонентов у нас находится в удовлетворительном состоянии? Ответ неутешительный — никакой.
Про состояние дорог лучше не говорить, но мы все-таки попробуем. Почти все водители жалуются на то, что все чаще и чаще приходится заезжать в автосервис, для того, чтобы проверить состояние подвески. Думаю, тут комментарии излишни. Разве что техосмотр уже можно не вводить — водители и так вынуждены постоянно проверять свою машину.
Идем дальше. Все никак не могу вспомнить новую эстакаду или новую дорогу, построенную. за последнее время в центральных районах города. Скорее всего, таких просто нет. Может быть нет, потому что рельеф местности или уже существующая инфраструктура не дает возможности сделать это? Ничего подобного. Поговорите с любым жителем Тбилиси, совсем не обязательно инженером-дорожником, и он легко расскажет, как можно улучшить транспортную инфраструктуру в его родном районе. Жаль, что он так и не расскажет это муниципальному чиновнику, просто потому что муниципальный чиновник у него это не спросит. Совсем как в той миниатюре Аркадия Райкина "Жаль, что мы так и не услышали начальника транспортного цеха".
Ну и третье, Продуманная транспортная схема не требует таких уж больших материальных затрат. Более того, эта самая продуманная транспортная схема не требует и больших умственных затрат от городских чиновников — существуют целые компании, которые занимаются этим на профессиональном уровне. Все, что требуется от городских властей — заказать профессионалам схемы движения автотранспорта в конкретных районах, план развития инфраструктуры и перечень необходимых мер, которые необходимо принять, чтобы выйти из того катастрофического положения, в котором находится городской транспорт Тбилиси. Не избежать катастрофы, а выйти из неё, так как мы в ней уже находимся.
А насчет продуманных транспортных схем — давайте приведем только один пример. Недавно завершилась реконструкция улицы Пекина: новый асфальт, велосипедная дорожка, выделенная линия для автобуса, расширенный тротуар. Красота, да и только. Вот только жаль, что эта самая реконструкция завершилась ликвидацией доброй половины парковочных мест на самой оживленной торговой улице города. И одной из самых дорогих, между прочим.
Ну и еще можно вспомнить строки из известной когда-то поэмы Роберта Рождественского "Триста десять шагов" – "А я мечтаю о пятилетке дорог, не абстрактных, вполне конкретных".
Ну а то, что "бездорожье уже безнравственно" понятно и без поэта прошлого века.