"Парковочный хаос" в Тбилиси: причины и следствия

Парковка по-грузински не нравится даже самим автомобилистам в Тбилиси, но перевоспитать ни себя, ни кого-то другого пока не удается
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Как паркуются в Грузии — тема особая, такого, пожалуй, нигде в мире не встретишь. Любому приезжему с первых мгновений пребывания в грузинской столице бросаются в глаза машины, припаркованные на зебрах, пандусах и тротуарах. Этим возмущены все – и пешеходы, и сами водители. Однако, годы идут, и кажется, что ничего не меняется.

Может, проблема в компании, которая отвечает за парковочные места в Тбилиси? Корреспондент Sputnik решила разобраться в проблеме.

Кто отвечает за парковки?

Тбилисские парковки без C.Т. Park - что изменится?

Название компании, которая отвечает за парковки в Тбилиси, известно в городе всем — С.T. Park. Появилась она в Тбилиси еще в 2007 году.

Каким же образом регулируется ситуация на парковках? Во-первых, разрешение парковаться для начала необходимо приобрести. Неделя — 5 лари (более 2 долларов), полгода — 25 лари (более 10,2 доллара), год — 50 лари (более 20,4 доллара). Оплатить можно любым способом — в банке, через аппараты быстрого зачисления, либо при помощи мобильного приложения банка. После оплаты необходимо наклеить на машину заветную наклеечку, свидетельствующую о том, что все оплачено.

Прост — ответ и на второй вопрос, можно ли парковаться абсолютно везде, покупая данный "абонемент"? Конечно он не дает право парковаться под запрещающим знаком, на тротуаре, пандусе, зебре, у въезда во двор или на месте, предназначенном для водителей с ОВЗ (если вы, конечно, таковым не являетесь). Парковаться можно только в пределах разметки и под соответствующим знаком. Где чертить эти разметки и вешать знаки решает не компания, а мэрия. Если машина припаркована иначе, не считая частных парковок, то инспекторы С.T. Park, которые следят за соблюдением правил парковки, выписывают штраф в размере 10 лари.

Согласно контракту, компания получает 3 лари (более 1,2 доллара) с каждого штрафа, а остальная сумма делится между компанией и мэрией Тбилиси в соотношении 40% на 60%.

Есть такая профессия – помогать машины парковать

Есть еще одно явление, которое характерно, наверно, только для Грузии – это так называемые стоянщики. Самое интересное, что кто они и откуда они взялись, неизвестно. У кого бы я не спрашивала, ответа на этот вопрос нет. Узнать их очень просто: на них обычно жилет кислотного цвета, а в руках — полосатая палка, как у регулировщика. Они помогают и направляют водителя во время парковки.

Срок до 1 апреля: Каладзе потребовал привести вывески в рамки закона

Стоянщики не работают ни на С.T. Park, ни на мэрию, ни на какую-либо другую муниципальную службу. Зарплат у них нет, живут они на "чаевые" (примерно 0,2 — 1 лари), которые им оставляют автомобилисты за помощь. Чаще всего это малоимущие люди, которым необходимо хоть как-то зарабатывать на жизнь.

Особенности национальной парковки

Сонный Тбилиси. Восемь утра, начало девятого. "Ну все, пора выходить",- подумала я, дернула ручку входной двери, спустилась вниз и вышла на улицу. Ну, как сказать, вышла – это громко сказано. Прежде чем дойти до автобусной остановки предстоит преодолеть полосу препятствий, в виде царства беспорядочно расставленных по двору автомобилей. Двор моего дома был спроектирован в далеких 1950-х – детская площадка, обрамленная узеньким проездом, с трех сторон заслоненная домами, с четвертой – забором, за которым уже 10 лет стоит недостроенный, а, соответственно, заброшенный жилой комплекс.

Итак, квест под названием "Добраться до остановки" начался… И на моем пути встал синий "Опель", искусно припаркованный "задом" прямо к выходу из подъезда и заблокировавший выход со двора. Видимо его владелец решил, что в этом дворе он проснется первым и успеет убрать машину прежде, чем она побеспокоит кого-то. И будьте уверены, именно такой человек живет в каждом грузинском дворе. Скорее всего даже не один.

Мэр Тбилиси взялся за канализационные люки

С наилучшими пожеланиями в адрес хозяина автомобиля я стала раздумывать, как же преодолеть этот барьер, не запачкав свою ярко-синюю куртку ("Опель", кстати, не мешало бы на мойку свозить!) В лучших жанрах голливудских блокбастеров в ход могли бы пойти сальто, шпагат, кульбиты. Но, увы! Вспомнила, что времени фантазировать больше нет, каждая минута на счету, ведь можно опоздать на работу, и начала действовать. Подняв сумку вверх и держа ее над головой, втянув живот и встав на цыпочки, с трудом проскользнув между задним бампером машины и стеной дома, мне удалось спасти куртку, но не джинсы. Глубоко выдохнула. Представила, как это выглядело со стороны. Улыбнулась и пошла дальше.

Взгляд упал на необычное сооружение из разряда "hand made": небольшой пятачок тротуара прямоугольником огорожен желтой цепью, закрепленной на вбитых в асфальт столбиках. И тут же гордо красуется знак "P" (Parking), нарисованный своими руками. "Видимо все же кто-то проснулся раньше меня", — подумала я. Картина маслом: вывез машину из имитированного гаража, который сам же оборудовал на тротуаре, повесил на цепочку замочек, закрепил буковку и с чистой совестью поехал на работу. "Я, пожалуй, тоже поспешу" — подумала я и побежала к остановке по проезжей части, так как тротуары у нас уже "захватили" машины.

Нарушители под прицелом 

В рамках нового проекта в старом Тбилиси восстановят площадь

Кто-то может подумать, что описанная история – шуточный вымысел или плод журналисткой фантазии. Согласна, что пока не увидишь  своими глазами, сложно себе это представить. Но убедиться в этом с легкостью поможет глобальная сеть. Существует множество форумов и сообществ, где сознательные граждане фотографируют нарушения и выкладывают эти фото в сеть, дабы нарушители, увидев себя на "доске позора", подумали над своим поведением. К примеру, у одной группы в социальной сети Facebook под названием "Знакомьтесь, постыдные водители" целых 74 с лишним тысячи подписчиков. Конечно, сложно поверить, что никто из этих людей никогда не нарушал правила парковки, ведь иногда приходится сталкиваться с разными ситуациями. Но это уже другая история…

Вынужденные нарушители

То, что столице Грузии с каждым годом все сложнее "выдерживать" растущее число автомобилей, заметить легко. По данным интернет-платформы, которая занимается изучением транспортных вопросов HUB Georgia, на сегодняшний день на одно парковочное место в Тбилиси приходится 15 машин. Конечно же в такой ситуации бывают случаи, когда не нарушить невозможно. А иногда проще заплатить штраф, чем метаться в поисках парковочного места. К тому же было много историй, когда автомобилисты не получали на руки квитанции о штрафе и не оплачивали его. Таким образом задолженности могут "висеть" на человеке месяцами, пока он не подтвердит получение штрафа. Бывали и другие случаи.

"У нас была машина, на которой ездил мой супруг. Так получилось, что его оштрафовали за неправильную парковку на десять лари. Представители компании решили принести штраф на дом, но почему-то они отнесли его на адрес моей старой прописки, откуда они его откопали, до сих пор для меня тайна. Там посторонний человек подтвердил за меня его получение, а я об этом понятия не имела", — рассказала Тамара Хмаладзе.

Мэрия Тбилиси пообещала лучше заботиться об уличных животных

Таким образом, неоплаченный своевременно штраф начал увеличиваться и через месяц "разросся" настолько, что банки наложили арест на все счета Хмаладзе. Разбираться в мэрии пришлось месяц.

"Конечно, это был больше всего моральный ущерб. Целый месяц жить без денег. А если бы я одна в семье зарабатывала? Всем пришлось бы голодать", — посетовала Хмаладзе.

Случаев обжалования штрафов в мэрии было очень много. По словам мэра Тбилиси Кахи Каладзе, в 99% случаев правда оставалась на стороне водителей, что говорит о недобросовестной работе компании.

"После долгих разбирательств в мэрии нас признали правыми и сняли обязательство оплачивать штраф. Мы просто не поленились пойти до конца, хотя это стоило и времени, и нервов. А очень многие ленятся и просто таят злобу, которая потом выливается в агрессию в отношении инспекторов (C.T. Park) на улице" — поделилась Нина Гоциридзе.

Конец С.T. Park?

Недовольство компанией росло в Тбилиси с каждым годом. Возмущение выражал и бывший мэр Тбилиси Давид Нармания, однако разорвать контракт не решился, ведь тогда пришлось бы выплачивать немалую неустойку в размере 500 тысяч лари (более 203,7 тысячи долларов), умноженных на количество месяцев до истечения срока договора.

Ученые работают над обновлением сейсмической карты Грузии

Каладзе оказался смелее – зачем платить, когда есть суд? Тем более, по мнению мэра, компания своей недобросовестной работой сама не раз нарушала контракт, заключенный с мэрией.

С 10 апреля С.T. Park прекращает свою работы, а пока будут заниматься разработкой новой системы управления парковками, функции C.Т. Park будет выполнять "Тбилисская транспортная компания". Так что водителям с "хвостами" в виде штрафов не стоит радоваться и расслабляться – все квитанции за нарушения все равно придется оплатить.