Работа над усовершенствованием Конституции Грузии длилась более года — вскоре страна перейдет полностью на парламентскую форму правления.
Совершенству, как говорится, нет предела, поэтому за утверждением обновленного варианта главного закона Грузии последовала его доработка.
За переделку Конституции правящая партия "Грузинская мечта – демократическая Грузия" взялась сразу же после получения по итогам парламентских выборов 2016 года конституционного большинства. Весь процесс сопровождался спорами с оппозицией и президентом Грузии Георгием Маргвелашвили.
На принятую парламентом в конце 2017 года обновленную Конституцию президент наложил вето, но депутаты от правящей партии без труда преодолели его. Теперь ему предстоит решить, что делать с доработанной версией.
Документ должен вступить в силу осенью 2018 года, а некоторые его нормы — в течение последующих лет.
Власти довольны
Премьер-министр Георгий Квирикашвили заявил, что теперь, после окончательной доработки, у Грузии появился полноценный главный закон.
"С сегодняшнего дня у страны есть полноценная Конституция, которая, с одной стороны, обеспечивает стабильность и плюрализм, а с другой – исключает концентрацию власти в руках одной конкретной группы, соответственно, исключает автократию", — говорится в заявлении премьер-министра Грузии.
Квирикашвили уверен, что обновленная Конституция обеспечит демократическое развитие страны.
Доволен проделанной работой и председатель парламента Грузии Ираклий Кобахидзе. Именно он возглавлял Государственную конституционную комиссию.
"Этой реформой мы заменили действующую проавторитарную Конституцию демократической, которая, как отмечено в заключении Венецианской комиссии, отвечает демократическим принципам правового государства, защите прав человека и улучшает конституционную систему страны. Новая редакция Конституции обеспечивает функционирование конституционной системы на основе принципа разделения власти", — отметил Кобахидзе.
Энтузиазма представителей власти не разделяют оппозиционные партии. Требовавшие введения системы парламентских выборов исключительно по партийным спискам уже в 2020 году, они не оценили уступок "Грузинской мечты", согласившейся сохранить право формировать избирательные блоки, чтобы проще было преодолеть 3-процентный барьер на выборах. По партийным спискам в Грузии избирают 77 депутатов из 150. Все оппозиционные партии проигнорировали как процесс доработки Конституции, так и голосование по ней.
Что меняется
Обновленная Конституция Грузии предусматривает переход страны на парламентскую форму правления, при которой все важные для страны решения принимают исполнительная и законодательная власть. Что касается президента, то он, хоть и остается главой государства и главнокомандующим, но его функции становятся более номинальными. Его решения требуют согласования с премьер-министром, за исключением его права на помилование и предоставление гражданства Грузии.
Как это и полагается при парламентской форме правления государством, в Грузии отменяют прямые президентские выборы. Население последний раз выберет президента осенью 2018 года. Далее это станет прерогативой 300 человек.
Между тем, в Грузии усиливается роль парламента и оппозиции в нем. Оппозиция будет иметь право задавать вопросы членам правительства или другому подотчетному парламенту органу, на которые те будут обязаны ответить на заседании парламента. Также группа из 50 депутатов сможет поставить вопрос выражения недоверия правительству.
И несмотря на то, что премьер-министр не будет обязан обращаться за выражением доверия после смены одной трети кабинета министров, он сможет сам поставить вопрос доверия к своему правительству.
Также меняется система избрания депутатов парламента — с 2024 года это будет происходить только по партийным спискам. Для сравнения, практически все места в парламенте нынешнего созыва оппозиция получила благодаря партийным спискам. Почти половину депутатов (73) в Грузии выбирают из числа кандидатов (партийных и незавимимых) в одномандатных округах.
Согласно обновленной Конституции, прокуратура станет частью судебной системы, а не исполнительной.
Еще одним важным новшеством будет запрет на лишение грузинского гражданства. На сегодняшний день это происходит автоматически после получения человеком гражданства другой страны.
Доработка Конституции
Правящая партия "Грузинская мечта — демократическая Грузия", дорабатывая проект обновленной Конституции, учла недовольство оппозиции и рекомендации Венецианской комиссии.
Согласно новой версии, после выборов 2024 года все 150 мандатов в законодательном органе будут распределены между политическими партиями пропорционально полученным ими голосам на выборах, а не как предполагалось ранее по "системе бонусов". В случае "системы бонусов" в наиболее выгодном положении оказывалась партия, набравшая большее количество голосов. В частности, она могла забрать практически все нераспределенные мандаты.
После вступления поправок в силу, для подсчета мандатов количество полученных партией голосов нужно будет умножать на 150 и делить на сумму голосов, полученных всеми партиями, набравшими не менее 5% голосов избирателей.
Кроме того, в Конституцию вносится поправка, которая разрешает создание избирательных блоков к парламентским выборам 2020 года, при том что проходной барьер на выборах составит 3%.
Во время доработки главного закона страны авторы решили изменить терминологию. Президента будет выбирать избирательная коллегия, а термин "выборщик" сменится на термин "член избирательной коллегии".
Здесь же меняются сроки вступления в силу изменений, которые касаются запрета на лишение человека гражданства Грузии в случае получения им паспорта другой страны. Эта норма будет задействована не в ноябре 2018 года, а сразу после подписания президентом Грузии новых поправок в Конституцию.
Еще одна поправка касается упразднения нормы о необходимости полного консенсуса в Конституционном суде при принятии решения о конституционности выборов.
В Конституции также появится запись: "Государство заботится о защите окружающей среды, о рациональном использовании природных ресурсов и устойчивом экологическом развитии страны".
Согласно рекомендациям Венецианской комиссии уточняются стандарты защиты свободы вероисповедания.
В действующей редакции написано: "…все имеют свободу веры, вероисповедания и совести. Ограничение указанных прав допускается только в соответствии с законом, в целях обеспечения необходимой в демократическом обществе государственной или общественной безопасности, предотвращения преступлений, здравоохранения, отправления правосудия или защиты прав других людей".
В новой редакции изымаются слова – "государственной", "предотвращения преступлений" и "отправления правосудия".