Ночью в столице горел популярный ресторан "Мачахела". Пламя охватило верхний этаж. Вернее – небольшую надстройку, где была расположена подсобка. Пожарные быстро и умело огонь потушили. Никто из посетителей и персонала не пострадал. Однако след от этого пожара глубже и болезненней, чем кажется на первый взгляд…
"Мачахела" – в самом центре старого Тбилиси. Там, где обычно собирается масса туристов. Все интересное под рукой. Старинная площадь – мейдан. Древняя крепость – Нарикала, с которой более полутора тысячелетий назад начинался город. Уникальные бани с горячими серными источниками. Кафедральный собор, армянская церковь, еврейская синагога, минарет от старой мечети…
Подлинное сердце Тбилиси, где, вопреки стремительному бегу времени, не перестает витать его неповторимый дух! Пятачок неизменно манит к себе и коренных горожан, и приезжих. Одни спешат удостовериться, что городские традиции прочны. Другие хотят поближе с ними соприкоснуться.
И вдруг пожар! В самом сердце. Ресторан возвышается над мейданом на фоне древней крепости и круто уползающих вверх горбатых улочек. Замечательный ракурс – безостановочно щелкают затворы фотоаппаратов, работают видеокамеры. Неудивительно, что кадры пылающей крыши еще до того, как попасть в выпуски теленовостей, тут же появились в живом эфире социальных сетей.
Под толстым слоем пепла: неразгаданные тайны тбилисских пожаров >>
Директор ресторана Арчил Миканадзе выглядел на экране взволнованным, но твердо заявил, что все требования по противопожарной безопасности, включая устройства автоматического подавления огня, были полностью соблюдены. Добавив, что ему совершенно непонятно, каким образом пламени удалось так легко охватить верхний этаж и кровлю.
Кто-то подхватил идею о том, что причиной явилась вытяжная труба. Хотя как она могла повлиять на работу противопожарных устройств, мне лично непонятно. Да и с законами физики эта версия не особенно вяжется. Огонь подпитывается кислородом, а "вытяжная" труба, как явствует из названия, "втягивать" его не станет.
Специалисты Службы по управлению чрезвычайными ситуациями с публичным озвучиванием версий, образно говоря, "по горящим следам", не торопятся. Так что, к какому заключению придут эксперты, гадать пока бессмысленно, но утверждение Арчила Миканадзе у меня лично вызывает доверие. И отнюдь не в угоду моей сомнительной для подобных случаев интуиции, а в силу конкретных факторов.
Во-первых, огонь не застал сотрудников врасплох. Что подтверждается хотя бы тем, насколько организованно и оперативно удалось эвакуировать людей, избежав трагедии. А во-вторых, "Мачахела" место, где от посетителей буквально нет отбою. Мнимая "экономия" на противопожарных мероприятиях несопоставима с прямыми и косвенными потерями от пожара.
И тут уж – только не торопитесь осуждать меня за мнительность – невольно начинаешь перебирать в голове конспирологические версии… Туристов в Тбилиси полно, но настоящий туристический сезон впереди. Он только начинается. Популярность грузинского направления стремительно растет. Как и доходы… Вдруг действительно все это кому-то не по душе?
На экране огонь явно смотрелся во много крат мощнее. И это настораживает больше всего. Потому как не мне ли, будучи журналистом, знать, что пропагандистский эффект зависит, как правило, от высоты полыхающего в кадре пламени, а не от фактических потерь…
При пожаре в Тбилиси погиб гражданин Иордании >>
— И чего это по телевизору вечно ругают пожарных? – недовольно проворчал один из таксистов. –Вчера работали, как звери! Молодцы!..
— Да брось ты, Серго! – прервал его другой. – Ругают не пожарных, а их начальство. Кругом все горит, горит – а им хоть бы хны! Никого до сих пор не поймали. И ни разу ничего не выяснили. Вот и не знаешь, что подумать…
— Точно, — вступил в разговор третий, — хорошо эти все пока из соседей. – Он кивнул в сторону завтракающих. — Как там говорят? А-а – "ближнее зарубежье"! Их пожарами не запугаешь! А если Европа прослышит? Кого мы тут будем возить?!.
Я тихо отошел. По роду деятельности мне не раз доводилось сталкиваться с европейскими коллегами в опасных ситуациях. Они рисковали ничуть не меньше нашего. Но журналисты, работающие в "горячих точках" – это особая категория людей. А туристы – хоть из "дальнего зарубежья", хоть из "ближнего" – "горящих точек" не любят.
Так что, в целом я мысленно был согласен с таксистами. Хочешь, чтобы гости охотно и радостно к тебе приезжали – обеспечь порядок и безопасность и им, и себе.
А мне, поверьте, очень неприятно оправдываться за конспирологические теории, которые невольно лезут в голову. И уж тем более, я не хочу, чтобы напугали всех, кто искренне влюблены в Тбилиси, в Грузию, приезжают к нам попутешествовать или просто погостить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.