Цены на топливо в Грузии бьют рекорды: перспектив для их снижения не видно

На автозаправочных станциях некоторых сетей цена на литр бензина достигла 2.65 лари. И хотя это – цена самой дорогой марки "Супер", подорожание остальных видов бензина также не менее масштабно
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Темур Иоселиани

На брендированных автозаправочных станциях 1 литр "Регуляра" стоит в пределах 2.20 — 2.45 лари, а цена дизельного топлива составляет примерно 2.20 — 2.50 лари.

Как обычно бывает после каждого подорожания, и на сей раз поднялась очередная волна недовольства и прозвучали заявления о том, что "в Грузии горючее стоит несправедливо дорого". Однако отдельный вопрос – какова "справедливая" цена, которая и продавцу оставит прибыль, и у потребителя не вызовет недовольства. Когда страна является импортером горючего, а его поставщик несет немалые расходы, сложно требовать от него продавать литр меньше, чем за лари.

Главные причины роста цен на горючее

Если вспомнить прошлые годы, когда у власти была политическая сила Михаила Саакашвили, то в памяти сразу же всплывает довольно распространенное тогда мнение в связи с горючим: "С каждого проданного в Грузии литра бензина 1 лари идет в карман Саакашвили". А в нынешней ситуации вопрос "куда идет один лари" становится основанием для новых предположений. Однако обратимся к цифрам.

Жители Тбилиси протестуют против повышения цен на бензин

В июле 2008 года цена 1 барреля нефти достигла 145 долларов. Это была исторически рекордная цена. Тогда в Грузии литр бензина марки "Супер" в рознице был не дороже 2 лари. Если сравнить тогдашний курс доллара и местную цену "Супера", выходит, что в 2008 году в Грузии литр "Супера" стоил примерно 1,35 доллара США. Сегодня международная цена 1 барреля нефти составляет 74 доллара, а в Грузии максимальная цена бензина, как отмечалось – 2,65 лари. По действующему курсу, получается, что 1 литр "супера" стоит 1,08 доллара. Если сравнить с 2008 годом, сейчас 1 баррель нефти дешевле на 71 доллар, а 1 литр "супера" — дороже на 65 тетри. А в долларах видим, что дешевле на 0.27.

Вспомним и ситуацию перед выборами 2012 года, когда "Грузинская мечта" обещала народу снизить цены на горючее сразу же после прихода к власти. В сентябре 2012 года 1 баррель нефти стоил 97 долларов, 1 литр "Супера" в Грузии продавался за 2.20 лари. То есть, до прихода к власти "Грузинской мечты" нефть стоила на 23 доллара дороже, чем сегодня, а 1 литр бензина был дешевле на 44 тетри. Такое подорожание горючего имеет несколько простых причин.

Пятерка стран-импортеров нефтепродуктов за январь-июнь 2018

Первая – обесценивание лари. В июле 2008 года 1 доллар стоил 1,41 лари, в июле 2012 года – 1.64 лари. Сегодня же курс составляет 2.45. Однако из-за того, что лари в последние годы стал довольно неустойчивой валютой и в ноябре прошлого года его курс в отношении доллара достиг 2.80, импортерам приходится учитывать в ценах и такой курс.

Еще одной важной причиной является, по решению Правительства, повышение с 1 января 2017 года акциза на горючее. В случае бензина – это с 250 до 500 лари на одну тонну; на дизель – со 150 до 400 лари; на газ (1000 кубических метров) – с 80 до 200 лари. А на масла автотранспортных средств – с 400 до 800 лари. Такое повышение акциза вызвало дополнительное подорожание бензина примерно на 25 тетри, а дизельного топлива – на 30 тетри.

Цены топлива в Грузии и за рубежом

Когда в Грузии обычно говорят о "несправедливо дорогом" горючем, интересно сравнить цены в различных странах. По данным портала autotraveler.ru, в странах Европы самое дорогое горючее в Исландии, Нидерландах и Норвегии. Там его цена примерно на 25-30 процентов выше средней цены в других европейских странах. Довольно высокие цены в Португалии, Греции и Франции.

Цены на автомобильное топливо в ряде стран Европы (лари за литр)

СтранаПремиумСуперДизельное топливо
Исландия5,22 5,02
Голландия5,085,254,2
Норвегия4,975,254,68
Португалия4,735,074,07
Греция4,674,964,02
Франция4,394,614,16

В соседних с Грузией странах самое дешевое горючее в России — цена бензина типа "Премиум" — 0,63 евро (примерно 1.80 лари), "Супер" — 0.71 евро (примерно 2.03 лари) дизельное топливо – 0,61 лари (примерно 1.74 лари). Интересно, что в Беларуси горючее дешевле, нежели в России. В Европе, по данным autotraveler.ru, более дешевого горючего не существует. В постсоветской Беларуси 1 литр "Премиум" стоит эквивалент 1.67 лари, "супер" — 1,82 лари, а дизель – 1,67 лари. По соседству с Грузией самый дорогой бензин традиционно в Турции.

Цены на автомобильное топливо в соседних с Грузией странах (лари за литр)

СтранаПремиумСуперДизельное топливо
Армения2,372,482,34
Азербайджан1,802,170,86
Украина2,742,852,54
Молдова2,742,852,45
Турция3,253,282,97

Понятно также, что сравнение существующих в западных странах цен с местными не очень корректно. Кроме того, что в тех странах налог на горючее гораздо выше, да и уровень благосостояния в этих государствах следует учитывать. Не говоря уже о другом, по данным Всемирного банка за 2017 год, в Турции ВВП на душу населения составлял 27, 916 доллара, тогда как в Грузии этот показатель равен 10,699 доллара. А Норвегия по этому параметру входит в десятку стран-лидеров – там на душу населения ВВП 60,978 доллара… Но у экономики строгие законы, и от этого никуда не деться, если хочешь "правильное" государство.

Какие ресурсы снижения цен на горючее существуют в нынешней ситуации? Основатель "Сента Петролеум" Заал Якобидзе в конце прошлого года заявлял, что, если власти не повысят акцизные ставки, и в то же время курс лари будет, как в 2012 году, то в Грузии топливо станет стоить примерно на 50 тетри дешевле. Так что, в данной ситуации, если власти захотят снизить цены на топливо, то легче всего вернуть акциз на отметку 2017 года. Могут пойти дальше и еще больше снизить акцизные ставки.

Каждому жителю Грузии – по новому автомобилю! Слабо? >>

Важным ресурсом для этого является также возвращение лари на прежние позиции. Что касается роста конкуренции и, в результате этого, снижения цен, то Якобидзе говорит, что по нынешнему положению конкуренция и без того довольно высока, и оптовые поставщики работают на прибыль, максимум, в 1-2 тетри с литра. Маржа розничной прибыли гораздо выше, однако на различных станциях цены отличаются, и у потребителя есть возможность выбирать.

Маловероятно, что власти Грузии надумают снизить акциз и согласятся получать меньше доходов в бюджет. Тем временем, и международные цены на нефть, к нашему сожалению, снова на пути роста. Соответственно, на данном этапе и в этих условиях никакой перспективы удешевления топлива не видно.