В детстве мне очень хотелось учиться в школе, которая располагалась бы в старинном здании. Но не повезло, альма-матер был расквартирован в относительно новом здании. Зато поблизости от нашего двора была одна школа, куда мы с дворовой детворой частенько совершали набеги. Лазили по этажам, заходили в кабинеты, писали на досках. Раз даже кучу мелков стащили из класса. Жутко хотелось рисовать цветными мелками на асфальте. Много лет с тех пор прошло. Сегодня в этом здании разместилось министерство образования. Хорошо, хоть образовательную функцию здание не потеряло. В городе есть и другие здания, которые с момента постройки до сегодняшнего дня не меняли своего предназначения. Живут себе по старому уставу. Например, школа, расположенная по адресу: улица Ладо Асатиани, 28.
Здание, построенное по проекту архитектора Александра Озерова в 1905 году, предназначалось для пансиона благородных девиц. Со временем пансион превратился в женскую гимназию, а потом в здании разместилась обыкновенная средняя школа. Пройти мимо здания, не заметив его, практически невозможно. В народе строение в шутку называют школой Хогвартс. Ага, той самой, где учились маги и друзья героя произведения Джоан Роулинг — Гарри Поттера.
Истории из цикла "Прогулки по Тифлису" читайте на Sputnik Грузия >>>
Называют, понятное дело, из-за внешнего сходства со зданием, а не идеологической составляющей. В основном, из-за готических шпилей, устремляющихся ввысь. Хотя при определенном раскладе тут можно найти и мистические параллели. Школа имеет номер, состоящий из двух шестерок. Точнее имела. С 2011-го номер школы сократили до одной шестерки. И этим вроде как пресекли все попытки обладателей богатого воображения к мифотворчеству. Сегодня название учебного заведения звучит, как Авторская школа № 6.
Закон сохранения Вселенной
Массивная, деревянная дверь поддается с трудом. Непонятно, как ее тянули на себя нежные барышни из пансиона благородных девиц, когда даже амазонке 21 века удается это с трудом. Дверь кстати все та же, родная. Как и лестницы, напольные плитки и двери в классные комнаты. На некоторых из дверей сохранились выточенные деревянные кресты. В школе очень много старинного. К слову, мрамор на лестницах во время реставрации, которую провели в 2011-м, менять не стали, так же, как окна и двери в актовом зале. У педагогического коллектива, вселившегося в здание, стояла другая задача – максимально сохранить первоначальный вид. И у них получилось.
Колоритный дом Старого Тбилиси: здесь жил известный грузинский олигарх >>>
В школу я попала в летний, знойный день. В один из тех, когда по коридорам ходят только учителя, потому что у учеников уже школьные каникулы. В учительской оживление. Говорят, что директора в школе в ближайшие дни не будет.
— А какая информация вас интересует?— спрашивает меня мужчина, напоминающий лицом французского актера Филиппа Нуаре.
Грузинский Нуаре оказывается на поверку преподавателем физики и приглашает поговорить в один из кабинетов. Просторное помещение — кабинет грузинского языка. В середине кабинета длинный стол. В обычное время ученики рассаживаются вокруг этого стола и начинают обсуждение заданий.
На стенах портреты классиков и современников грузинской литературы. Среди них фотография молодого педагога, поэта, переводчика и соучредителя школы Амирана (Пако) Свимонишвили. Он ушел из жизни четыре года назад. В память о нем в школе учредили ежегодную литературную премию "Амирани".
— Пойдемте, я проведу вам экскурсию, — предлагает Мераб Тугуши.
— В нашем кабинете расположение парт возможно только классическое, мы же опытами занимаемся, поэтому у каждого свой стол, — говорит физик, когда мы попадаем в царство лабораторных приборов. На стене у доски написанное от руки черным фломастером высказывание Альберта Эйнштейна: "Ценность образования заключается не в изучении многих фактов, а в обучении разума думать о чем-то".
— Говорят, ближе, чем физика, к Богу не стоит ни одна наука, — озвучиваю я вслух свою давнишнюю мысль…
— Есть такой закон – закон сохранения Вселенной. Ничего не происходит из ниоткуда. Все переходит из одного состояния в другое…
— А ваши ученики любят физику?
— Я не поднимаю голоса, когда веду урок. Мне это не нужно. Практические занятия интересны всем без исключения.
— Но ведь есть дети, которых предмет совершенно не интересует. Неужели у вас двоечников нет вообще?
— Ну, несколько. Они должны быть. И это еще не означает, что это малообразованные ученики. Вовсе нет.
Секреты правильного воспитания
Идем дальше по коридору. Заходим в медпункт. В углу модернизированное инвалидное кресло. В школе обучаются дети с ограниченными возможностями. Школа для них абсолютно адаптирована. Хотели сделать лифт, но здание историческое, и вводить такие новшества не разрешается. Есть в школе детский психолог, подготовленные педагоги. В этом же кабинете электронные весы, и на окнах цветные витражи. Стекла в окнах – старинные, исторические, доводит до сведения Мераб.
Мы поднимаемся на второй этаж. Направляемся в актовый зал, который, как сказал Мераб, нам обязательно нужно посмотреть. Мераб долгое время жил в Санкт-Петербурге и в других европейских городах. Вернулся в Грузию, занимался наукой. А потом решил пойти обучать предмету детей в школе. Говорит, что равнодушных учеников у него нет. Как нет в школе и буллинга. В школе до 500 учеников, при этом никаких конфликтов.
— И каков же секрет?
— Мы приучаем детей не к компьютерам, а к книгам. Во всех школах изучение иностранного языка начинается с первого класса. На нас это не распространяется. Мы получили от министерства образования разрешение на это. Мы считаем, что дети должны научиться думать на родном языке. У нас учатся представители разных этносов. И все просто-таки идеально находят между собой язык.
— Как удается в столь техногенный век оторвать детей от компьютеров?
— Мы и компьютерные программы изучаем. Но все это не на первом месте. Сегодня некоторые родители считают, главное, что ребенок занят. И при этом родителю совершенно безразлично, чем занимается ребенок, на каких ресурсах он зависает. Когда мы предоставляем ребенка самому себе, он находит себе занятия. И это постепенно переходит в заболевание, он привязывается к этому. Запретить компьютеры нельзя, нужно поменять к этому отношение. Мы, например, организовали летний лагерь для детей в Цеми. У детей не было ни компьютеров, ни телефонов. И они шикарно проводили время. Читали книги и пересказывали. Кто-то прочел за две недели одну книгу, другой две.
— Насколько легко налаживать контакт с сегодняшними подростками? Где искать корни подростковой агрессии?
— Книга, семья, школа. Для воспитания здоровой и гармоничной личности нужны именно эти компоненты. У нас старшеклассники опекают младших. Плохих детей не бывает. Дети агрессивными не рождаются несмотря на теорию о генах. Нужна соответствующая среда.
Портал в прошлое в сердце Тбилиси: особняк Тер-Акоповой и его именитые старожилы >>>
Вот большая деревянная дверь в актовый зал. Дошли. И только когда мы вошли внутрь, стало ясно, почему Мераб так настаивал на посещении зала. В нем все максимально приближено к первозданному виду. И стены с их скромной лепниной, и оригинальная вентиляционная система, и резные окна и двери. Диссонансным вкраплением в эту торжественную тишину смотрится лишь черный рояль. Тишина эта, конечно, временная. Наступит осень, и пространство заполнится голосами школьного музыкального хора. На серьезном конкурсе в Берлине хор взял одну золотую и одну бронзовую медаль.
Свобода личности и маленькое чудо
Следующим в списке школьных достопримечательностей, обязательных для посещения, значатся кабинет биологии и кабинет труда. Теперь мы идем не вверх, а спускаемся вниз, в подземный уровень здания. До реставрации этот уровень был полностью заполнен землей. Теперь здесь разместились буфет, балетный зал и многое другое.
Вот бы повернуть время вспять и после школьных уроков выделывать в хореографическом классе балетные па…
Программа обучения в этой школе заметно отличается от общеобразовательной в других школах. Все дело в том, что помимо программы, разработанной министерством образования, ребят учат по дополнительным, авторским программам. Как говорит Мераб, авторские программы включают культуру, литературу и живопись западной Европы. Есть у школы еще один отличительный момент. Это ее главный принцип, по которому строится обучение и воспитание – свобода личности. Отсюда желание учиться, идти вперед.
— У нас дети, которые учатся хорошо, становятся участниками программ обучения за рубежом. Отправляем ребят в Швейцарию, Германию. Это преимущественно выпускники 10, 11 классов, — говорит Мераб.
Модный приговор Тифлису – как одевались наши предки >>>
Между тем, наша экскурсия по просторам старинного здания школы подходит к концу. В огромном окне, расположенном на лестничном пролете, замечаю старинное, двухэтажное здание. Построено оно из такого же красного кирпича. Оказывается, раньше это миниатюрное строение образовывало вместе со зданием школы общий учебный комплекс. И жили в нем преподаватели.
Сегодня это жилое помещение с несколькими квартирами. Кстати, здание это с дороги и не приметить. А зайдешь во двор и предстает маленькое чудо. Вообще, чудес вокруг нас много. Нужно только шире открыть глаза. Как говорил тот же Эйнштейн:
"Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый — так, будто никаких чудес не бывает. Второй — так, будто все на свете является чудом…"