Полоса с препятствиями, или Как передвигаются по Тбилиси люди с ОВЗ

О том, каково передвигаться по столице Грузии на инвалидной коляске, рассказал и даже показал человек, для которого это знакомо не понаслышке
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Вы заметили, что в последнее время мы стали особенно равнодушными? Нас стали интересовать только мы сами, наши проблемы… Скорее всего это происходит из-за бесконечного информационного потока. Не зря же нас прозвали информационным обществом. Скажем, видишь в ленте соцсетей информацию об аварии. Какая мысль всплывает первой? "Ах, опять?". Опять, снова, каждый раз одно и то же… Мы стали привыкать к плохим новостям.

Омбудсмен: трудоустройство лиц с ОВЗ остается проблемой в Грузии>>

Мы перестали задумываться, как тяжело жить людям, которым повезло меньше нас. С каким трудом им даются казалось бы элементарные вещи.

К чему я завела этот разговор? А вы когда-нибудь обращали внимание на пандусы в Тбилиси? Видели те, которые похожи на горнолыжную трассу? А представляли когда-нибудь, как по ним перемещаться людям на колясках? Думаю, большинство, все-таки, помотает головой. Признаюсь, и я вместе с ними. Вопросы подобного рода не посещали мою голову, пока я не увидела пандус перед одним из жилых корпусов. Заметила я его, когда мой племянник пробежался по нему как пуля, чуть не упав. Тогда я и ужаснулась.

Я стала искать нормы, по которым должны строиться эти "пандусы". И да простят меня читатели за тавтологию, я снова ужаснулась. Большинство пандусов в Тбилиси строят по принципу "что есть, то есть", так, для видимости. Оказалось, что по правилам ширина пандуса должна быть не менее метра. Интересно для кого или для чего оборудовали лестницы в подземные переходы, если по так называемым рельсам колеса коляски просто напросто не проходят.

Еще я выяснила, что пандус должен быть изготовлен из нескользящего материала, чтобы передвижение во время или после дождя было безопасным. И этот пункт, видимо, пропустили, решив, что он не так уж и важен.

Далее я решила связаться с архитектурной службой города Тбилиси и спросить у них о нормах, о том, как они принимают проекты жилых корпусов, где пандусы установлены вопреки всем стандартам. На что последовал ответ, что все выполняется так, как надо и перечислили мне стандарты, по которым строятся пандусы. Наклон пандуса в местах выхода не должен превышать 8%, а остальных пандусов — не более 12,5%. Перила должны быть установлены по бокам пандуса, если он выше 15 сантиметров.

То есть пандус, показанный на фотографии ниже, установлен по этим стандартам?

Пандус возле жилого корпуса
Чтобы не затягивать речь человека, который мало в этом разбирается, я решила привлечь к этому делу Кети Джиоеву, которая пользуется инвалидной коляской уже 8 лет.

 

 

Она знает об этой проблеме не понаслышке, ведь каждый день ей приходится преодолевать расстояние из района Сололаки до Ваке. Но, она не жалуется, так как рада, что начала работать кассиршей. До рабочего места ей помогает добраться ее 14-летняя дочь Саломе. Хиленькие ручки Саломе помогают взобраться матери в коляске на высокий бордюр, спуститься с крутого пандуса, пересечь дорогу и т. д. Каждый день — новое испытание.

На пляжах Батуми создадут специальные тропинки для лиц с ОВЗ>>

Встретившись с Кети, я поняла, что она очень активный и позитивный человек. У нее даже есть хобби, которому она предана. Кети участвует в единственном в Грузии инклюзивном танцевальном театре. Это место она назвала "другим" и я увидела, как засверкали ее глаза.

Музыка без границ: грузинские школьники создали лазерную арфу для лиц с ОВЗ

Мы отправились в парк Ваке, где нас ждали пандусы. Честно, я даже не замечала, что по левую сторону от лестницы есть длинный пандус, который помогает людям с ограниченными возможностями здоровья попасть в парк. Спускается Кети по нему виртуозно, ведь там пандусы отвечают всем нормам − и ширина, и некрутой спуск, и железные перила по бокам имеются. Однако, есть небольшая сложность− подниматься по ним труднее. Подъем вверх требует больших усилий, если человек один, ему приходится подниматься, взявшись за перила.

Но Саломе поспешила на помощь, и подъем стал намного легче. По пути Кети рассказала, что и в парке есть места, где хорошо было бы установить пандус. К примеру, она не может самостоятельно спуститься к фонтану, ведь к нему ведут только ступеньки. Можно отправиться туда в обход, но в таком случае придется преодолевать большие ухабы, что небезопасно в одиночку.

"Самостоятельно водить коляску я начала в феврале. До этого я передвигалась только с чьей-то помощью", — поделилась Кети.

На вопрос почему, Кети нехотя ответила, что это была психологическая травма. Тогда Кети считала, что, взявшись за колеса коляски, она навсегда потеряет надежду на выздоровление. Сейчас же она уверена, что это произойдет, врачи обнадеживают, но связано это с деньгами. А это уже другая проблема.

Омбудсмен: трудоустройство лиц с ОВЗ остается проблемой в Грузии>>

Кети не жалуется, но каждый новый день она подвергается опасности. Люди в инвалидных колясках не могут передвигаться по некоторым тротуарам, так как они узкие, поэтому приходится выходить на проезжую часть. При этом автомобилисты часто дают Кети и Саломе советы, нравоучительного характера: "Иди по тротуару!".

Фраза весьма логична, но как это сделать? Поэтому в ответ Кети предлагает им самим пройтись по подобного рода тротуарам.

Кети говорит, что проблемных мест в Ваке много. Взять, к примеру, пандус на входе в один из банков. Подняться туда Кети самостоятельно не смогла и поделилась своей проблемой с работницей банка, которая подошла к нам. 

"У нас есть сотрудник с ограниченными возможностями, и он прекрасно пользуется этим пандусом", — получила Кети в ответ. 

Разводя руками, мы тронулись дальше, уже к остановке. И тут Кети заговорила о новой проблеме.

"Старыми автобусами я не пользовалась, потому что они не были оснащены для людей с ОВЗ. Зато с помощью новых, синих автобусов я могу передвигаться по городу", — поделилась Кети, ожидая автобус.

Мэрия Тбилиси закупит автобусы на 18 миллионов долларов

Однако и здесь есть одно "но". По приезду автобуса, водитель, увидевший человека с ОВЗ, должен сойти, чтобы опустить пандус и помочь войти. После человека должны пристегнуть и только тогда автобус должен тронуться.

Как говорит Кети, так происходит не всегда. Некоторые водители не выходят и даже не интересуются, все ли в порядке. Тогда маленькой Саломе приходится самой опускать пандус и провозить маму в автобус.

Мне стало интересно, что же произойдет на этот раз, когда приедет транспорт. Автобус остановился. Саломе подготовилась опустить пандус, но тут вышел водитель и помог женщине подняться в автобус.

Мать с дочкой уехали домой. Но завтра утром им придется снова столкнуться с городом лицом к лицу.

Количество лиц с ОВЗ в Грузии