Взгляд иностранца: 5 советов грузинскому бизнесу от московского маркетолога

Артем Ганьжин приехал в Грузию налегке, здесь он решил обосноваться в курортном городе Батуми и развивать свою компанию. Основное занятие Артема – маркетинг
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Какие перспективы открываются грузинским предпринимателям и на что стоит обратить внимание, а также почему Артем выбрал для жизни эту страну, он рассказал в проекте Sputnik "Грузия глазами иностранцев".

Оказаться в чужой стране без денег

Со мной приключилась забавная история. Прилетаю я, значит, в четыре часа утра. А в кармане у меня только около десяти долларов. Долго рассказывать, как так вышло. Интереснее послушать, как же я вышел из этой ситуации. Дело было так…

Выхожу из аэропорта. Уже светает. Тепло, но дует прохладный ветерок. Первый же таксист заломил мне цену в два раза больше, чем я смог бы оплатить. Но делать нечего, нужно как-то добираться до города. Уломал таксиста попробовать найти попутчика. Он долго отпирался, не понимал, чего же я хочу, но в конце сказал: "Ладно, жду!", и махнул рукой, мол, садись уже…

Артем Ганьжин

Нашли попутчика. Вот уже пять утра, я наконец-то оказался на автовокзале Тбилиси. Как и обещал таксист, отсюда выезжает транспорт в сторону Батуми, но… Только к утру. Делать нечего, сижу, жду.

Тут ко мне подходит мужчина средних лет. "Молодой человек, чего ждете? Куда едете?" — говорит он. Завязался разговор. Я рассказал, что со мной приключилось и куда я держу путь. Он сказал, что уехать можно уже сейчас – с другого автовокзала.

Теперь возник еще один вопрос: а как же туда добраться? Мне пришла в голову "гениальная идея". Я вез с собой гостинец – целый килограмм настоящего уральского сала, засоленного, с прожилками мяса… А если предложить это как оплату? Я поделился этой идеей с ним. Он подумал, подумал и говорит: "Ну, садись!". К слову, ведь это тоже умение "продать" свой продукт. Мне, безусловно, помогли профессиональные навыки в заключении этой важной "сделки".

Артем Ганьжин

Таксист уже помог мне договориться с водителем маршрутки до Батуми, что меня встретят друзья и они уже оплатят за меня. Все получилось, и уже через несколько часов я гулял по широкой набережной и любовался лазурным морем, окруженным горами. Как же прекрасна природа, как прекрасны ее творения…

Импульсивный переезд

Надо признать, я ехал сюда с другими представлениями. Мне казалось, что раз Грузия была часть СССР, то здесь все как в России. Но уже в аэропорту со мной начали разговаривать на английском, приветливо встретили пограничники. Оценивая это с точки зрения маркетинга — безусловно, это приятно. Тогда я еще не знал, что в этой сфере в стране все же много проблем.

Топ-5 бизнес-советов для грузин от влюбленной в Тбилиси москвички >>>

Мой приезд в Грузию оказался спонтанно-осознанным. Москва давит своим грузом мегаполиса – постоянные пробки, спешка, много людей. Я не видел дальнейшего улучшения качества жизни. Ну, квартира поближе, ну машина чуть лучше – а в целом одно и то же. Душе хотелось моря, солнца, расслабленной атмосферы. Рассматривал Бали, Таиланд, Индию. Даже выбрал себе домик на Бали, но…

Я наткнулся на видео о Грузии. Там рассасывали о грузинской кухне, гостеприимстве, местной политике по отношению в бизнесу, природе и климате. И импульсивно, даже особо не думая, купил билет в Тбилиси. Почему? Толком не знаю. Бывают ведь в жизни решения, которые мы принимаем интуитивно. Это было одно их них.

Артем Ганьжин

Маркетинг по-грузински

Думая о переезде, задался вопросом о работе. Чем же я решил заниматься здесь? Да все тем же, что умею и люблю — маркетингом. Да, грузинский рынок пока не готов к маркетингу на том уровне, на каком бы хотелось.

Однако эта сфера потихоньку развивается. Сегодня Батуми мне напоминает Москву семи-десятилетней давности. Уже есть места, которые заслуживают внимания – хорошее обслуживание, качественный продукт, забота об окружающей среде. Но в основном, много хаоса, нет четкой стратегии, отсутствует понимание, как использовать маркетинговые инструменты.

Для примера, в Москве в кафе давно уже используют систему транслирования рекламы на тротуар. Идет человек по делам, и под ногами напоминание "Выпейте кофейка для продуктивного дня". Опа, и человек уже взял себе стаканчик кофе по дороге на работу.

Артем Ганьжин

Это единичный пример. На самом деле, есть много нюансов. Не стоит придумывать велосипед, когда уже давно есть намеченные, рабочие схемы в маркетинге, благодаря которым можно продавать свой товар выгоднее.

Например, проводить опросы ваших клиентов, расписывать подробно все преимущества вашего товара, делать мастер-классы и другое. Очень важно, лично я всем советую это, сделать свой сайт-визитку, где аккуратно можно оформить ваше УТП – уникальное торговое предложение. Ведь что-то продать – это не только ремесло, а еще и искусство…

Топ-5 советов грузинскому бизнесу

1. Экологичный бизнес

Заниматься таким бизнесом, который не вредит никому, особенно напрямую. Стараться быть, как модно сейчас говорить, Eco-Friendly (дружественный к экологии). И даже я не об окружающей среде, а скорее людях. Пусть дело, которое вы ведете, созидает, а не разрушает.

2. Наметить цель

За время, что я провел в Грузии, заметил печальную закономерность. Люди не понимают, чем хотят заниматься. А как можно что-то построить, если ты не знаешь, что строишь? Вы можете себе представить, что сели в машину и едете куда-то просто так, без карты и без маршрута? Вы куда-то сможете приехать? Нет. В жизни необходима четкая цель, чтобы найти путь к ней и пройти его.

Иностранец о Грузии: Боже, куда я приехал?! Год спустя >>>

3. Общаться с правильными людьми

Очень важно понимать, какой человек из твоего круга общения помогает тебе становиться лучше, а какой — затягивает на дно. Я как-то сел за блокнот и посчитал: девять из десяти моих тогдашних знакомств мало что полезного приносили, я их обрубил без сожаления. И только выиграл! Это особенно важно в бизнесе, когда ваше деловое окружение должно помогать вам расти, а не наоборот.

4. Читать книги

Всем советую прочитать "Семь навыков высокоэффективных людей" Стивена Кови — это мировой бестселлер, который меняет мышление. Обратите внимание на "Трансерфинг реальности" Вадима Зеланда, у него своеобразным языком описаны законы вселенной – они работают четко в нашей каждодневной жизни.

5. Не искать халявы

Скажу просто, легких денег не бывает. Точка.

Артем Ганьжин

От слов к делу: своему делу

Легких денег не бывает. Если человек начинает бизнес только ради наживы, скорее всего, он провалится. Это основополагающий закон предпринимательства. Ведь невозможно вкладывать время, деньги и силы в то, во что не веришь. Именно поэтому у меня не стоял вопрос, чем заниматься в Грузии: решил – открываю маркетинговое агентство!

Мне сотни людей говорили, что это бесполезно. Однако несмотря на это, у меня уже было с десяток консультаций. И я знаю, что сфера будет развиваться, популяризироваться и приносить пользу местному бизнесу.

Семь веских причин переехать в Грузию — рассказы иностранцев >>>

Кстати говоря, на мое решение переехать очень повлияла возможность легко вести здесь бизнес. Это напрямую связано с моей деятельностью. Видно, что государство делает многое для развития малого и среднего предпринимательства.

Планов у меня много. Сейчас работаю над штатом компании, концепцией. Основная деятельность, конечно, привлечение клиентов. Упор – качество. Моя цель — помочь человеку продать его продукт, а не заставить его посетить мой мастер-класс или консультацию. Потихоньку уже все осуществляется. Сегодня я понимаю, что мне повезло оказаться именно в Грузии. Я верю, что здесь мое маркетинговое агентство добьется успеха.