Москва и Тбилиси пытаются каким-то образом наладить отношения. В экономике получается, а вот в политике пока не очень. И вряд ли получится до тех пор, пока политические "водители" не только научатся правильно диагностировать поломку, но и самостоятельно чинить "государственное авто".
Там вкусно и тепло
После болезненного 2008 года дипломатические отношения между Россией и Грузией разорваны.
Впрочем, как известно, время лечит – особенно если ему помогают география, экономика, общая история, многочисленные родственные связи по обеим сторонам Кавказского хребта. Ну и, конечно, здравый смысл, требующий восстановления соседских отношений. Со времен прихода к власти в Грузии прагматичных "мечтателей" Москва и Тбилиси немало сделали для восстановления двусторонних контактов. Прежде всего, конечно же, в экономике. Россия – к счастью для грузинских сельхозпроизводителей, открыла для товаров из Грузии свой рынок. В итоге на сегодняшний день РФ является главным направлением грузинского экспорта и занимает второе место в списке импортеров. Всего же на нее приходится более 10% грузинского внешнеторгового оборота.
Не менее прибыльными для грузинской экономики стали российские туристы. По данным грузинского МВД, в июле страну посетили более 247 тысяч российских отдыхающих – на 12,8% больше, чем в июле 2017 года. А за первые семь месяцев 2018 года страну посетили почти 900 тысяч россиян. Это почти на 23% больше, чем за аналогичный период в 2017-го, и в целом на россиян сейчас приходится почти 20% от всех иностранцев, посещающих Грузию. В целом же доходы от туризма составляют 2 миллиарда долларов, и это сопоставимо с половиной всего бюджета страны.
Ездить надо в обе стороны
К сожалению, количество граждан Грузии, которые приезжают в Россию, на порядок меньше. Оно и понятно – если россияне могут въезжать в Грузию на безвизовой основе, гражданам Грузии для поездки в РФ нужна виза. Процедура получения этой визы крайне сложна, порой может занимать месяцы. Грузинская сторона давно просит если уж не отменить визы, то хотя бы облегчить и ускорить процедуру их получения. Владимир Путин в ходе одной из пресс-конференций обещал пойти навстречу Тбилиси, однако позиция российского МИД осталась неизменной – решить вопрос пока не представляется возможным.
Формально Смоленская площадь (где располагается российский МИД – прим. ред.) абсолютно права. Ввести безвиз с Грузией невозможно по причине отсутствия дипотношений между странами. Да, Саакашвили сделал это в одностороннем порядке, но это противоречит всем дипломатическим практикам, не говоря уже о вопросах безопасности.
Процедура облегчения визового режима тоже упирается в дипотношения – сейчас выдачей разрешений на въезд в РФ занимаются несколько сотрудников секции российских интересов при посольстве Швейцарии, и они физически неспособны быстро обработать все заявки. Восстанавливать же дипотношения принципиально не хотят именно в Тбилиси.
Побочный эффект туризма: иностранные гиды переписывают историю Грузии >>>
Грузины опираются на китайскую практику и считают, что, восстановив отношения с РФ, они тем самым сами признают новый статус Абхазии и Южной Осетии – однако эта точка зрения ошибочна. Ведь есть та же Сербия, которая не разрывала отношения со странами, которые признали Косово. Или же Крым – никто не разорвал отношения с РФ после воссоединения с ней Крыма, даже "пострадавшая" Украина.
Москва заинтересована в том, чтобы убедить Тбилиси пересмотреть нынешнюю позицию – ведь, несмотря на формальную правоту Смоленской площади, от проблем с выдачей российских виз страдает не только Грузия, но и Россия. Именно поэтому в России на разных уровнях обсуждаются различные варианты решения проблемы. Так, замминистра иностранных дел Григорий Карасин уже пообещал рассмотреть возможность безвиза в случае усиления сотрудничества с Грузией по антитеррористической линии. Внятного ответа из Тбилиси на эту инициативу пока не последовало.
Ситуация с визами является, к сожалению, одним из многих примеров "стеклянного потолка" в процессе нормализации – стороны не могут добиться продвижения вперед из-за политических препятствий. И регулярные встречи высокопоставленных дипломатов обеих стран преодолеть эти препятствия пока не смогли.
Бросить работу в Москве ради мечты о Грузии: реальная история >>>
Причин тому множество, и евроатлантический выбор Грузии отнюдь не является основной. Куда более важна, конечно же, проблема статуса Южной Осетии и Абхазии. Да, значительная часть грузинского населения персонифицировало вину за события 2008 года на Саакашвили; да, множество грузин, несмотря ни на что, желают восстановить отношения с Москвой. Но антироссийские силы в Грузии регулярно играют на патриотических чувствах граждан. Политические силы, ратующие за нормализацию отношений с Москвой, называют "агентами влияния России", лихо развешивая ярлыки.
Вашингтонский сервис
На серьезные шаги Тбилиси не готов по вине Вашингтона – и это вторая причина, почему "стеклянный потолок" так и не получается пробить.
"Политический класс (в Грузии – прим. ред.) очень жестко связан с внешнеполитическим фактором – то есть с американцами. А США исходят из того, что там, где однажды поднят флаг американской демократии, он не может быть опущен без существенных потерь для престижа Вашингтона. И грузинские власти это учитывают, — поясняет старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев. – Эффект колеи в действии — последствия ранее принятых решений оказывают сковывающее влияние на нынешний набор политических возможностей. Как следствие, Грузия не сможет без значительных рисков принять внешнеполитический курс, как у нынешней Армении (высокий уровень отношений с Россией и Западом при одновременном статусе союзника одной из сторон)".
Для того, чтобы страна могла совершить такой сложный маневр, в Грузии должен появиться исключительно решительный, абсолютно легитимный и обладающий недюжинными дипломатическими способностями лидер. Бидзина Иванишвили, без сомнения, достаточно грамотный и взвешенный политик, но у него особый подход к внешнеполитическим делам.
"Иванишвили не силен во внешней политике, но, в отличие от предшественника, понимает, что он в ней не силен, — пояснил Силаев. — Поэтому не будет искать от добра добра и станет действовать в соответствии с ранее принятыми установками, если они худо-бедно работают. А в случае какой-то поломки поведет себя как начинающий водитель, не очень разбирающийся в технике — не будет лезть под капот, а поедет в сервис. Который, как известно, находится в американском посольстве в Тбилиси".
На первый взгляд, Москву устраивает нынешняя ситуация. Грузия не входит и в обозримом будущем не войдет в НАТО, ее власти готовы к прагматичным контактам с Россией – чем не приемлемое статус-кво? Однако на самом деле для Кремля оно не вполне приемлемо.
Грузинский эксперимент
Прежде всего потому, что этот статус-кво нестабилен. Да, Грузия не входит в НАТО – однако она углубляет сотрудничество с альянсом, свидетельством чему являются регулярные учения. Официальные базы на грузинской земле американцы размещать не будут, ведь это вешает на них ответственность за судьбу страны со спорными территориями, но Грузия становится элементом американской политики по сдерживанию России. "Сдерживания достаточно вялого, но все-таки сдерживания", — поясняет Силаев. Во-вторых, прагматичные контакты постоянно отравляются растущей нестабильностью российско-американских отношений по причине радикализации Вашингтона (которая склоняет отдельных грузинских лидеров к обострению риторики).
Наконец, в-третьих – и это самое важное – Москве действительно нужна нормализация отношений с Тбилиси. Ведь в этом случае Россия разрушит один из основных западных мифов и докажет, что готова конструктивно сотрудничать даже с теми соседями, которые выбрали евроатлантическую интеграцию – при условии, конечно, что они готовы учитывать и российские интересы. Не продавать (а точнее, не дарить) себя русофобским силам Запада как антироссийский форпост – чем сейчас, например, занимается Украина (за что и страдает).
Если грузинский эксперимент приведет к выработке формулы "модус вивенди" (временного соглашения при существующих обстоятельствах), то не исключено, что она станет не только рецептом нормализации российско-украинских отношений, но и поможет Кремлю в выстраивании отношений с другими странами бывшего СССР, где постепенно к власти приходит новое, постсоветское поколение.
Таким образом, Москва готова пробивать "стеклянный потолок". Осталось дождаться готовности Тбилиси.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции