Мимино на пепелаце: коллеги Георгия Данелия — о том, как работал мастер

Друзья и сотрудники знаменитого режиссера рассказывают, как режиссер снимал кино в тундре, а пепелац из "Кин-дза-дзы" слетал на Дальний Восток вместо Каракумов
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Тимур Селиванов, Sputnik

Георгию Данелия, режиссеру фильмов "Мимино", "Афоня" и "Кин-дза-дза!" — 25 августа исполняется 88 лет. Его печальные комедии сразу же после выхода становились "народными", а роли в них приносили актерам бешеную популярность.

День рождения Данелия: яркие факты о фильмах легендарного режиссера >>>

Делать это замечательное кино режиссеру помогали сценаристы, операторы, художники, продюсеры. Двое из них рассказали Sputnik, как построить пепелац, зачем режиссер разрушил свою квартиру и почему он больше не снимает новых фильмов.

Квартиры на кону

Геннадий Карюк, оператор фильмов "Орел и решка" и "Фортуна"

— "Орла и решку" мы снимали на очень скромные деньги. Их даже на декорации не хватало, поэтому некоторые эпизоды мы сделали в квартире самого режиссера и в моей квартире. Почти две недели подряд съемочная группа приезжала к нам с женой в восемь утра и уезжала поздно вечером. На ночь в квартире оставалась вся аппаратура с проложенными к ней кабелями.

Цискаридзе о Данелия: у него удивительно интеллигентное чувство юмора

Жена приняла удар на себя — закрыла глаза на бедлам и ежедневно готовила обеды на всех. Спустя годы Данелия в своей книге помянул добрым словом ее борщ.

А свой дом Данелия совсем не пощадил. По сценарию, герой фильма сдает квартиру цыганам, чтобы собрать деньги, нужные его возлюбленной. А цыгане выносят из квартиры все, вплоть до дверных ручек. Ради этого эпизода пришлось раскурочить квартиру Данелия. Бедный Георгий Николаевич ходил в туалет в кафе по соседству, потому что даже унитаза у него в квартире не было.

По кочкам

Для съемок "Орла и решки" Данелия выделили вертолет, и мы полетели в тундру. Как только мы приземлились, Данелия сел на корточки, налил из термоса кофе и закурил. По глазам было видно — он придумал новый эпизод: "Знаешь, Гена, я из окна видел узкоколейку. Мы здесь снимем сцену под титры".

Смотрит ли Георгий Данелия свои фильмы >>>

Вскоре мы снова стояли на неустойчивых кочках. Мне нужно было снять панораму — плавно, без рывков провести камеру на сто восемьдесят градусов. Но опереться ни на что я не мог — ни на штатив, ни на ногу. Камеру держал фактически на весу.

Георгий Данелия – "шагать по устланным цветами улицам"…

Данелия дал отмашку, камера затрещала трактором. Я изогнулся вокруг штатива, как аптечная змея вокруг чаши. А Гия вдруг взялся озвучивать изображение: "На экране — сентиментальная история молодого человека Чагина. Его любимая девушка дважды вышла замуж, но не за него, и принесла ему боль. Он отправился в тундру, чтобы там обрести свое счастье. Режиссер-постановщик — народный артист СССР…".

Руки от напряжения дрожали, я изо всех сил сдерживал смех, а Данелия продолжал вещать своим надтреснутым голосом сказочника: "…лауреат Государственной премии СССР и РСФСР, член Союза кинематографистов СССР…". Я еле выдержал последние пару секунд съемки, упал и захохотал, катаясь по мху. А ему нравилось вот так поднимать нам настроение.

Наш ответ "Звездным войнам"

Николай Гаро, директор фильмов "Слезы капали" и "Кин-дза-дза!"

— "Кин-дза-дза!" — это масштабная эпопея, мы над нею долго работали. Поначалу художники не понимали, чего хочет Данелия. В тот год как раз вышла очередная часть "Звездных войн", и все предлагали ему сделать что-нибудь вроде этого. Наконец мы нашли художника Теодора Тэжика, и он за один день слепил модели космических кораблей из пластилина. Георгий Николаевич ткнул в одну из них: "Вот это мне нужно!".

"Мимино" Данелия: как создавался культовый киношедевр >>>

По дороге на съемки один наш пепелац (звездолет из фильма "Кин-дза-дза!" — прим. ред.) заблудился и уехал на Дальний Восток вместо Туркмении. Георгию Николаевичу пришлось звонить министру транспорта, чтобы тот помог вернуть его. В Каракумах, прямо в пустыне, Данелия нашел какие-то ржавые детали от автомобилей. Мы собирали эти детали в песках, а Георгий Николаевич разбрасывал их по кадрам.

"В новую жизнь я еще не вошел"

Как-то мы с Данелия обсуждали декорации, и тут к нему подбежал ассистент: "Георгий Николаевич, Ролан Быков приедет на съемки только через месяц! Кто будет играть Господина ПЖ (персонаж фильма "Кин-дза-дза!" — прим. ред.)?". Он недолго подумал и указал на меня: "Колька будет сниматься!". Так я стал актером.

"Кин-дза-дза" по-новому вместе с группой Iriao

Георгий Николаевич — производственный человек, он быстро ориентировался на площадке и быстро снимал. Обычно режиссеры тянут резину, а он готовил план фильма за месяц-два — и делал гениальное кино. Но "Кин-дза-дза" — это особенный случай. Мы неоднократно откладывали сдачу фильма, и последний срок нам устанавливал аж Совет министров.

А вот "Слезы капали" мы сделали легко. Забавный эпизод случился в Париже во время съемок сцены "девушки из кордебалета танцуют на фоне Версаля". Мизансцене не хватало скрипача. Данелия спросил: "Ты умеешь играть на скрипке?" — а я подумал: "Если скажу: "Нет", придется звать настоящего музыканта, а денег на него не хватит", и ответил: "Умею!", хотя никогда скрипку в руках не держал. Встал в кадр, поднял инструмент… Данелия закричал: "Ты что, обалдел, кто же так на скрипке играет?", и поставил меня подальше от камеры. Но на пленку я все же попал.

Важно, чтобы вся съемочная группа помогала режиссеру делать фильм. Директор ты или оператор, не имеет значения. Мы всем коллективом грузили и разгружали, помогали ставить декорации, даже толкали пепелац по пустыне. Иногда от натуги мы буквально вылезали из штанов, и Данелия кричал: "Уберите задницы из кадра!". Сейчас некоторые киношники пижонят, не понимают, что в кино надо работать сообща.

К сожалению, Данелия рановато отошел от дел. Уже в двухтысячных я спросил Георгия Николаевича: "Почему вы ничего не снимаете?". Он ответил: "Ту жизнь я знал очень хорошо, знал, над чем плакать, а над чем смеяться. А в эту я еще не вошел".