Грузинские презервативы: нужны ли VIP-лица в придачу к интиму

Колумнист Sputnik Грузия рассуждает об агрессивной рекламе, и о том, кого не стоит изображать на упаковке товара, предназначенного, образно выражаясь, для массового обслуживания интимных мест и запросов граждан
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Скандально известная в Грузии компания "Аииси" вновь отличилась, выпустив новую серию презервативов, на этот раз – политических.

Ранее "Аииси" специализировалась на презервативах с историческим подтекстом и за это три с небольшим месяцев назад Тбилисский городской суд оштрафовал главу компании Ананию Гачечиладзе на 500 лари.

Скандал разразился из-за легендарной царицы Тамар. Точнее, из-за довольно абстрактных контуров ее образа, который "Аииси" рискнула поместить на упаковке своей продукции. Заодно решив извлечь прибыль и из других общепризнанных грузинских святынь, что вызвало возмущение у ряда политических партий и консервативной части общественности.

Грузинские презервативы стали поводом для скандала >>

Формулировка судебного решения – в духе нашей неупорядоченной рыночной эпохи: за нарушение правил заказа, производства и распространения рекламы. Штраф не особо внушительный: чуть больше 200 долларов США по майскому обменному курсу, а по нынешнему – даже меньше.

Гачечиладзе оценила приговор как яркий пример современной цензуры. И заявила, что добьется справедливости в вышестоящих инстанциях.

Тбилисские презервативы: страсти по-грузински

Формально-криминальный оттенок у этого дела откровенно спорный. Святыни красуются на многих рекламных баннерах и товарах грузинских компаний, вызывая не возмущение, а одобрение. А что касается того, что можно и нельзя рисовать на презервативах — тут законодательство никаких оговорок не содержит.

Остановить разыгравшуюся фантазию дизайнеров и заказчиков могут лишь чувство меры или соответствующий уровень воспитания.

Неудивительно, что мнения разделились. Не одобряя позиции компании, некоторые граждане, включая автора эссе, все-таки не усмотрели в ее действиях намеренного желания кого-то опорочить. Все это смотрелось как некорректный маркетинговый ход, умело использовавший законодательные лазейки. К тому же, агрессивные рекламные наскоки не выбивались за внутригосударственные рамки.

Креатив или оскорбление: грузинские презервативы вызвали акцию протеста >>

Но пока все ждали, чем закончится скандал вокруг получивших вдруг небывалую популярность грузинских презервативов, события повернулись в совершенно иное русло. То ли ощутив поддержку со стороны, то ли еще по какой причине, компания решительно шагнула за сферу, где действуют лишь моральные ограничения.

С почивших исторических фигур и неодушевленных символов, компания переключилась на живых личностей, изобразив на очередной партии продукции Владимира Путина, презрев не только границы приличия, но и границы государственные.

Следует признать – изображение известных личностей в рекламе или на упаковке товара очень популярно в современном бизнес-пространстве. Именно потому международное законодательство содержит правовые регуляции на сей счет. Если отбросить юридические хитросплетения, все сводится к тому, что использовать изображение гражданина без его согласия (причем, речь не о презервативах) можно лишь в случае, если он позировал автору за плату.

Никто не станет оспаривать утверждение о том, что президент Российской Федерации художникам компании позировать бы не стал. А обращение к этому популярному образу попахивает уже не сарказмом, а некомпетентным и провокационным вмешательством во внешнюю политику государства.

Патриархия Грузии раскритиковала компанию "Аииса" и ТВ Rustavi2

Кстати, закон, комментируя право на использование изображения, не разделяет людей на знаменитых и незнаменитых. Ведущий программы "Тависупали сиврце" ("Свободное пространство") на телеканале "Иберия" Вахо Хузмиашвили долго и настойчиво пытался выведать у Анании Гачечиладзе, как бы она отнеслась к изображению на презервативах фотографий собственных родителей. Так ничего и не добился – глава "Аииси" от прямого ответа на вопрос уклонилась.

И у меня вдруг не осталось сомнений, что милая девушка Анания, обожая хорохориться в публичном пространстве, тем не менее, не решается презреть банальные (как она утверждает) ценности. И маму на продукции своей фирмы изображать не станет.

Можно также предположить, что компания не будет больше посягать на традиционные грузинские ценности, переключившись на здравствующих политиков, что чревато. Ведь рано или поздно кто-то может обидеться всерьез.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.