Неразгаданная тайна своенравных тбилисских пробок

Колумнист Sputnik Грузия попытался осмыслить процесс образования транспортных коллапсов на тбилисских улицах, но, в конечном счете, беспомощно развел руками: слишком уж сказывается в этом загадочном явлении непредсказуемый человеческий фактор, а иными словами – наша с вами распущенность
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Мэр Тбилиси Каха Каладзе только что извинился перед жителями столицы за пробки, которые во многом связаны с работами по улучшению дорожного покрытия. А мне кажется – извиняться нередко должны и мы. Прежде всего, друг перед другом…

Сколько раз пытался понять: по какому принципу в Тбилиси образуются пробки? Процесс поистине мистический. Вчера, вроде бы, в такое же время, на том же самом перекрестке автомобили свободно и приветливо разъезжались. А сегодня коллапс! Все ощетинилось — ни вперед, ни назад.

Водительские права в Грузии будет сложнее получать >>>

Беспомощно сидишь. А драгоценные крупицы жизни тупо уносятся в вечность. Кажется, будь ты хоть всесильным монархом, торчать все равно придется до скончания века. Наконец, смиряешься. Не дает покоя лишь один обидный вопрос: ну должна же быть во всем этом хоть какая-то закономерность?!

Должна. Однако ее нет.

Разве что по утрам рядом со школами. Когда у входа в два-три ряда бесцеремонно выстраиваются вереницы машин. Но вот звонок – и все рассасывается, как по мановению волшебной палочки. "Образовательные пики" можно хотя бы спрогнозировать и попытаться предусмотрительно объехать. Правда, и объезд в условиях общего хаоса гарантий не дает.

Помню, в детстве у нас считалось делом чести добираться до школы без взрослых – бабушек, дедушек, мам, отцов. Согласен, сегодня движение такое, что страшно выпускать детей на улицу одних. Похоже, однако, что и понятия о чести и достоинстве принципиально поменялись: чем круче тачка, на которой тебя подвезли – тем больше вес.

Рецепт идеального Тбилиси - миссия выполнима?

Заслуги теперь достаются по наследству. Ну и пробки – в придачу к ним…

Или взять перепаханные бульдозерами улицы. Вы не подумайте – я не против! В конце концов, все это ради нас с вами. Свежий асфальт, новые трубы, оптоволоконный кабель – технический прогресс. Огорчает все та же бессистемность. Будто кто-то намеренно, как бутылку пробкой, одновременно закупоривает несколько параллельных улиц.

Приятель, свято верящий в теорию заговоров, даже убеждал меня, что это все нефтяная мафия! Мол, чтобы жгли побольше бензина. Зная бесцеремонность нефтяных королей – нетрудно и поверить. Но взглянув на цены, невольно задумаешься. Зачем?! ОПЕК тут у нас никому не указ, захотят – прибавят. Чего же обременять себя и завозить лишнее?

Автобус с туристами создал пробку в Тбилиси, пытаясь въехать в поворот >>>

Что касается времени. Утром и вечером хоть понятно. Логично. Люди бодро едут на работу и в конце дня усталые возвращаются домой. Но пробки в Тбилиси обычно возникают и часам к 11-12, когда большинство трудозанятых уже должны находиться на рабочих местах. И в 4-5 – когда все еще должны на них пребывать…

В столице своеобразный рельеф и планировка. При таком количестве автотранспорта избежать заторов практически нереально. Но зато, если вам от этого будет легче, можно оперативно получать информацию. В смартфонах присутствует аппликация "Traffic nearby", охватывающая и Тбилиси. Своего рода примета нашего цивилизационного роста.

О наболевшем: дороги, пробки и дожди

Открываю. Жирные красные линии в центре и в старой части города. Хочется верить – наплыв туристов, тогда это позитив. Но почему постоянно фигурирует затор на вроде бы реконструированных набережных? И кому только пришло в голову заложить однорядную эстакаду с моста через Куру в сторону Ваке? Это над площадью Героев. Очередь обычно выстраивается чуть ли не от железнодорожного вокзала!

Пробки – тромбы транспортных артерий. И, как и в собственном организме, мы нередко сами их создаем. Незнанием, нерадивостью, невоспитанностью. Я о тех, кто за рулем. Истерически спешит, явно не ведая куда. Попросту прожигая жизнь и выжигая бензин. И о тех, кто в ранге оппозиционера-пешехода готов штурмовать проезжую часть в самых экстремальных местах и климатических условиях.

Ну вот как раз! Видели? Совершил отчаянный обгон и тут же резко тормозит посреди дороги. А-а, кажется, понятно! На соседней полосе объявился приятель, с которым надо непременно поговорить.

"Закрыть центр от частных машин" — как избавиться от пробок в Тбилиси >>>

Главное, среди нас всегда отыщется "умник", готовый тыкаться в любую щель. Не желающий понять, что это не ловкость и не удаль, а элементарное хамство. Пробки – наша общая беда. И один из рецептов борьбы с ними – взаимное уважение. Создать затор в мегаполисе можно одним беззастенчивым маневром. А выбираться потом приходится часами.

Вспоминаю, как из-за помех остановился наш транспортный ряд на автостраде в Италии. Не станете же вы оспаривать, что темперамент у итальянцев ничуть не меньше нашего? Так вот, ни одна машина даже не попыталась пересечь линию, чтобы выехать на свободную полосу рядом.

Пробки на тбилисских дорогах

Кто-то возразит, оставьте Италию, возьмите в качестве примера любой мегаполис. Там с внутригородским траффиком дела обстоят похуже нашего.

Возможно. Однако далеко не везде. Существуют столицы, где интенсивность движения сопоставима с тбилисской лишь когда у нас идет прямая трансляция с чемпионата мира по футболу. Или в дни больших религиозных праздников, когда больше половины граждан выезжает в районы. А оставшиеся езде по городу предпочитают домашнее застолье.

В Тбилиси появится новая эстакада

Сегодня как раз стал свидетелем типичной сценки. Симпатичная девица в роскошном авто хладнокровно внедрилась в зону остановки автобуса. Тот, подъехав, уперся, оставив хвост на проезжей части. За ним – другой. Встала вся улица. А наша юная фея на карете ничего не поняла. Как в сказке про репку: бабка за дедку, дедка за репку… И уже бессмысленно тянуть.

А сколько раз многотонный грузовик взбирался на узкую эстакаду, нахально игнорируя запрещающий знак у въезда. Тут уж пробка далеко не самое худшее. Неужели надо быть академиком, чтобы понять, что проектировщики, рассчитав нагрузку на конструкцию, цифры брали не с потолка?!

Чем дышат в Тбилиси? Качество воздуха в столице плачевное >>>

Кстати, уважение к согражданам может проявляться и во многом. Почему бы, например, в часы пик не предпочесть личному автомобилю общественный транспорт? Который, надо заметить, функционирует в Тбилиси весьма неплохо. И которым очень охотно пользуются иностранцы. Особенно европейцы, привыкшие самоутверждаться не так, как некоторые наши счастливые обладатели частных автомашин. Которые в придачу к своему драгоценному телу попусту возят повсюду полторы тонны бесполезного металла?!

Каждому жителю Грузии – по новому автомобилю! Слабо?

Мы любим пользоваться современными благами – автомобилями, цифровыми технологиями, мобильной связью. Мы открыты к достижениям научного прогресса. Но, к сожалению, не всегда готовы проявлять к ним столь необходимое уважение. Ибо современные удобства – это иной ритм жизни, иные темпы развития, а значит – иной уровень самодисциплины.

Без организованности, минимума культуры и знаний любые блага в окружающем нас сегодня пространстве способны легко обернуться техногенной катастрофой.