"Мы научились: ставить свечи и делать аборты; освящать вербы и разваливать свои семьи; строить церкви и жить в блуде; прикладываться к иконам и оставаться глухими к чужой беде; ходить в храмы и тиранить своих домашних. Долго ли так будет продолжаться? История показывает, что нет. Есть ли выход? Конечно! Пора прекращать жить "по совести", надо начинать жить по Евангелию, потому как оказалось, что на совесть нашу положиться совершенно невозможно. Пора прекращать верить "в душе" и "по-своему", потому что кормить своих детей в душе, получать зарплату в душе и быть тепло одетым в душе почему-то никто не хочет. Пора, наконец, вспомнить слова Христа о том, что "не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Мф. 7, 21). "Мы слишком рано обрадовались "возрождению веры" и слишком быстро забыли, что иная вера хуже безверия и что Христа распяли отнюдь не атеисты.
Смысл веры – во внутреннем преображении человека, а если такой цели не ставится, то вера быстро становится ханжеством и лицемерием, либо просто ритуалом, призванным убедить человека, что он "духовный" и "верующий".
Мы должны осознать, что добрых людей в мире подавляющее большинство, но все они слишком заняты собой. Помогают не добрые, а неравнодушные. И именно такими – неравнодушными – нам надо стать.
Если ничего не изменится в нашей вере и в нашей жизни, то слишком много горьких библейских пророчеств об израильском народе нам придется изведать на собственном опыте, от чего да избавит нас Господь Бог", - пишет иерей Роман Матюков.
Мне попалась на глаза любопытная статья. В ней говорилось следующее.
Молодежь в Грузии более религиозна, чем пожилые люди, таковы результаты глобального исследования некоммерческой американской организации Pew Research Center, передает издание The Guardian.
Грузия в данном списке заняла первое место. Исследование провели в 106 странах мира. Из них в 46 странах лица в возрасте 18-39 лет ответили, что для них религия очень важна. Для лиц старше 40 лет религия является менее важной, чем другие сферы.
Показатель религиозности среди молодых ребят в Грузии на восемь процентов больше, чем среди лиц старше 40 лет.
Согласно исследованию, первая пятерка стран с самой религиозной молодежью выглядит следующим образом: Грузия, Гана, Польша, Греция и Китай. Последние строчки в списке занимают Нигерия, Нидерланды, Южная Африка, Бельгия и Мали.
The Pew Research Center — американская негосударственная компания, занимающаяся исследованиями социальных вопросов, общественного мнения, демографических тенденций в США и мире.
Грузия не впервые попадает в рейтинг The Pew Research Center. В прошлом году Грузия стала самой верующей среди стран Центральной и Восточной Европы.
С одной стороны, если смотреть по количеству верующих и крестящихся на улице перед церквями, вполне может создаться именно такое впечатление. С другой стороны, вспоминается такая история.
Когда к старцу архимандриту Кириллу Павлову пришли и стали говорить, что сейчас очень много людей в храмах и можно надеяться, что вера в народе стала укрепляться, отец Кирилл сказал набрать полное ведро воды. Когда его набрали, он сказал: "Это количество людей, которые сейчас ходят в храмы".
Потом он сказал эту воду вылить... И когда вылили, обратно стекло три капли. Он сказал: "Это те, кто спасается сейчас". "Большинство людей ходят в храм со словом - дай. Дай здоровье, Господи, дай финансовое благополучие, дай семью, дай детей. Очень мало, кто приходит в храм со словами - Прости Господи! Прости, что грешил; прости, что не любил; прости, что забыл тебя. И, к сожалению, большинство этих слов так и не произносят. Они не понимают, что в храм должен приходить кающийся грешник с покаянным лицом, а не мнимый праведник, который делает одолжение Богу, что он в храме находится."
Про кофейную гущу, освящение квартиры и изменение взглядов >>>
Я провела небольшой опрос и вот что мне сказали:
Лиза Ломидзе: "Не думаю, что это истинная религиозность или набожность. Скорее, дань моде, при полном невежестве в вопросах религии. Даже в той, к которой себя причисляют и которую исповедуют. Даже говорить толку нет. Слепы и глухи, как и те, кто их этому учит".
Ираклий: "Городские люди, выросшие при СССР, понятно, что больше материалисты. А деревня всех возрастов одинаково религиозна".
Елена: "Это надо спрашивать у тех, кто работает в грузинских школах. У меня последние 15 лет публика специфическая. Но цитаты из Библии в моем классе способны распознать и продолжить только два мальчика из десяти тбилисцев. Уровень их религиозности далеко уступает моему азербайджанцу - этот ребенок соблюдает все посты, выучил арабский, чтобы читать Коран в оригинале".
Натали Дери: "Нет, не согласна. Вот у меня три дочери. Я старалась вырастить их верующими, воцерковленными людьми. И сейчас я молюсь постоянно за них. Но они посты не соблюдают, в храм ходят по желанию и т. д. Мои друзья успокаивают меня, говорят, что у них все впереди, и есть с кого пример брать".
Гиорги Кекошвили: "Религиозность - это вера, знания и дела. Вот и делайте вывод... Все относительно... Знания стали более доступны, возможностей стало больше, хотя вера у людей всегда была".
Николай Чудотворец, из Грузии в Италию - и обратно >>>
Андриа: "Наша молодежь более религиозна, чем старшее поколение. Посмотрите, сколько детей принимает участие в Рождественском шествии "Алило". Это самое лучшее доказательство на ваш вопрос".
Нино Норакидзе: "Среди моих знакомых такая проблема: пока их дети были маленькими, они легко водили их причащаться по воскресеньям. Но как только дети стали подростками, они отказываются ходить в церковь. Поэтому я не могу однозначно ответить на ваш вопрос".
Дилара Алекперова: "В качестве иллюстрации я вам расскажу такой случай. Когда я продавщицей работала на вещевом рынке, напротив в секции девушка молодая работала, через некоторое время начала в церковь ходить. В воскресенье утром придет уже со службы, в длинной юбке, с платком на голове, вся такая воодушевленная, весь день только воду пьет и лавашом закусывает, это называлось постом. И вот значит пришла, рассказывает, как прошла служба, кто что сказал и все в таком духе. И вот появилась покупательница, идет головой вертит в разные стороны, рассматривает одежду, и вот надо дождаться момента, когда поравняется с твоей секцией и можно подать голос, пригласить зайти, примерить. Но напротив тоже секция и там тоже продавщица, и она тоже ждет эту клиентку, зазывают в два голоса, клиентка может пройти мимо, а эта зашла к соседке и купила. Наша героиня в миг забыла, откуда она пришла и как начала орать на соседку, как ты, мол, посмела позвать, она на меня смотрела, она ко мне хотела зайти, а ты ее позвала, отвлекла. Начался скандал, как они орали друг на друга и наговорили друг другу много гадостей, какая злость была в глазах. И я наблюдала это не один раз, а почти каждый день. Я говорила им, что так нельзя, мы здесь друг с другом больше времени проводим, чем с домашними, и из-за клиентов нельзя так обзывать друг друга, тем более верующей. К чему я это говорю. Многие держат посты, но меняются ли они внутренне?"
Прожиточный минимум - сколько реально тратят семьи в Грузии >>>
Олег: "Показухи, да, больше, религиозности, наверное, тоже. Но статистика по преступлениям, как мне кажется, говорит, что веры вряд ли стало больше".
Тамуна: "Я не считаю, что это соответствует действительности. Достаточно зайти в любую церковь на Литургию и убедиться, что молодежи среди молящихся меньшинство. В основном стоят люди среднего возраста и старше. Да, есть и верующая молодежь, но их никак не больше остальных возрастных групп. И вообще, сейчас наблюдается уменьшение количества прихожан. По сравнению с началом 90-х годов, когда в церквях буквально не было места для желающих, то теперь даже на глаз видно, что нет такого наплыва".
Марина Перадзе: "Я согласна с этой статьей. Во время нашей молодости, при коммунистах мало кто носил крест открыто. Мы воспитывались атеистами. Сегодняшняя молодежь взрослеет в других условиях. Они более религиозно образованные, чем мы в их возрасте. Этому способствует то, что в школе преподают религию и по телевизору постоянно показывают очень интересные и познавательные передачи по каналу "Эртсуловнеба" от Патриархии".
Большая грузинская семья: почему инокиня вернулась из монастыря в мир >>>
Естественно, мнения различаются и есть диаметрально противоположные. Все зависит от круга общения респондентов и их субъективных особенностей.
Вообще, любая статистика о количестве верующих не показатель чего-либо. Только Богу известны мотивы каждого, кто себя называет последователем той или иной религии.
Лично я мало верю подобным опросам, потому что вера - слишком растяжимое понятие. Одно дело сказать во время опроса "Я не атеист", гордиться количеством церквей, славным историческим прошлым и другое - соблюдать все, что предписывают христианские нормы по максимуму.
Да, большинство нашей молодежи, возможно, не задумываясь, назовут себя верующими. Но какая печальная картина предстанет перед глазами, если взять статистику курения в их возрастной группе или количество разводов, которые приходятся на венчанные браки.
Невероятная история из Грузии: рождение ребенка и путь к раскаянию >>>
Очень в тему будет мнение местоблюстителя Шио: "Ваше Святейшество, Вы часто говорите, что монашество должно быть только в церкви. Это в старые времена, при советской власти, священникам было запрещено выходить на улицы и миссионерствовать. Сегодня настало то время, когда мы должны выйти из храмов, проповедовать и усилить это миссионерство". При этом владыка Шио отметил, что наряду с агрессией и насилием большой проблемой являются аборты. По оценке владыки Шио, прерывание беременности – это "натуральный фашизм" и о данной проблеме в обществе говорят слишком мало.
Как-то фашизм не очень вяжется с верой.
Думаю, лучшим доказательством веры в обществе являются минимальное количество разводов, многодетность, ничтожно малый процент курильщиков и почти нулевая преступность.