Ну, что я могу сказать по поводу моего приключения? Фильм был такой "Джуманджи". Помните? Там еще мой любимый Робин Уильямс играл в главной роли. Джуманджи – вообще-то игра. Старинная, настольная игра с костями, на нарды смахивает. Кидаешь кости, выпадает цифра, и все, тебя засасывает опасная трясина. Со всякими страшилками, тайнами и открытиями из прошлого. Ты уже где-то там, в параллельной реальности. Фильм-то фантастический, с элементами мистики.
Я тоже, можно сказать, кинула кости. И как героиня фильма разбудила призраков прошлого. Они в старинном здании библиотеки обитают почти в каждом кабинете. Вполне осязаемые свидетели прошлой эпохи, а не какие-нибудь мистические существа. Мистическим в моем случае было лишь одно, каждая остановка в путешествии во времени перекликалась с числами. Будто я каждый раз переходила на новый игровой уровень.
Первый уровень: Загадочное табло с цифрами
Если театр начинается с вешалки, то современная библиотека - с охранника. Не приложишь библиотечную карту к "вертушке", не попадешь внутрь. У меня, правда, льготные условия – меня сопровождает сотрудница библиотеки Русудан Стуруа. Знаете первое правило заядлого путешественника? Правильно, выбрать верного попутчика. Мне повезло, мой попутчик оказался отличным провожатым и к тому же энтузиастом своего дела. Поднимаемся по широченным лестницам второго корпуса Национальной библиотеки парламента Грузии.
Второй корпус библиотеки был построен в 1915-м по проекту архитектора Г. Касьянова. Здание было построено для одного из крупнейших банков Российской империи. Аббревиатура Волго-Камского банка сохранилась на фасаде здания и по сей день.
По некоторым сведениям, на этом самом месте в XIX веке располагалась городская почта. Отделение Волго-Камского банка просуществовало до смены власти. Утверждать наверняка Русудан не берется, но исходя из той информации, которой располагает, до того как здание передали библиотеке, а случилось это в 1953 году, в нем успели побывать Внешторгбанк и Заксельбанк.
Читальный зал. В прошлом операционный зал Волго-Камского банка. Сегодня это бесчисленные ряды столов, венчающиеся старинными ящиками. Они как бы на отшибе, не у дел. Сегодня все больше пользуются электронными каталогами. Прямо над стойкой, за которой сидят библиотекари, большой стенд с нарисованными на нем цифрами.
- Он не действует, - говорит Русико. – Вот сейчас вы ждете полчаса, затем подходите и осведомляетесь у библиотекаря, доставили ли книгу из книгохранилища. А стенд нужен был для того, чтобы читатель сам ориентировался, поступила ли уже книга. На табло зажигался номер полки, на которой лежала книга, и читатель шел за ней.
Переговариваемся мы с Русико шепотом. Тут даже по телефону не разговаривают. Слышится только звук передвигающихся стульев да шорох страниц. Заходим к сотрудникам, в закрома библиотеки. Русудан уверенно ведет меня к окну.
- Я вам сейчас покажу Веру, - говорит Русико.
Выглядываю в него, пытаюсь разглядеть Веру. Но со второго этажа не видать ни Веры, ни Оли, ни Нади. А Русудан меж тем переглядывается с сотрудницами, улыбается.
- А как вызвать сюда Верочку? – спрашивает Русико, готовясь жать на настенную кнопку у окна.
- Жмите на звонок, - советуют сотрудники, - и ее отпустят к нам.
Русико продолжает загадочно улыбаться, нажимая на настенную кнопку у окна. Открывает створку окна. И тут я замечаю лебедку, протянутую от окна корпуса, в котором находимся мы, до здания, в котором расположен первый корпус библиотеки. Трос проходит вдоль стены, увитой бурым плюшем. Проходит секунда, другая, и вдалеке показывается бегущий по лебедке увесистый ящик. Он скользит по тросу почти бесшумно. Минута, другая, и ящик останавливается у окна. На одной из его боковых сторон надпись - Вера.
- Этому изобретению уже лет 40. Почему Верочка, говорите… Просто мастер, который придумал это устройство, решил назвать его именем любимой жены. Теперь, если кто в библиотеке говорит о Верочке, то все понимают, о ком речь.
Верочка в библиотеке не единственная подъемная сила. Видов транспорта, на котором книги путешествуют от книгохранилищ до читальных залов, в библиотеке несколько. У одного из таких мы с Русудан в коридоре останавливаемся. Русудан открывает лифт.
- Сколько книг в нем помещается?
- Ой, много. Точное количество никто не подсчитывал. Но он мощный, сами видите.
А вижу я следующее: металлическую дверь с круглым отверстием. Лампочку в кабинке и деревянный пол. В целом, кабинка оставляет впечатление добротного и надежного сооружения. Такие лифты раньше в жилых домах бегали. Ну, или почти такие, с продолговатыми окошками, в которых плавно мелькали при перемещении лестничные пролеты. Только те предназначались для путешествий в полный человеческий рост, а в этот, рискни я втихаря пробраться в книгохранилище, мне бы пришлось вползать.
Второй уровень: Сейф с потерянным кодом
В библиотеке идет ремонт. По лестницам снуют маляры, штукатурщики. Какие-то кабинеты освобождаются под новые пространства, другие реставрируются и принимают первоначальный вид. Кипит жизнь в чертогах знаний.
- Пойдемте наверх, - говорит Русудан. - Тут узко и можно вымазаться в побелке, - пробирается мой гид сквозь строительные леса, - но оно того стоит, - добавляет тоном волшебника, обещающего к концу пути несметные богатства.
- Это помещение превратится в будущем в фольклорную комнату, - объясняет Русудан, когда мы оказываемся внутри.
И будут сюда толпами ходить читатели или не будут. А может разместиться администрация. Кто его знает. Пока что тут густые леса и строительная пыль. А комнатка маленькая. Уютная такая, чисто интеллектуальная келья. В дореволюционные времена была покрыта настенной росписью. Когда власть сменилась, стены выкрасили в паршивый зеленый цвет. И вот настал XXI век. Подозрения относительно того, что в этой комнате, как во многих других, стены имеют богатую роспись, появились у директора департамента библиотечных ресурсов Левана Тактакишвили.
- Леван подошел к стене, осторожно поскреб ланцетом верхнюю краску и обнаружил под ней, как и предполагал, старинную роспись. Сохранена она великолепно. Возможно, ее покроют лаком, и рисунок 1912 года, который специалисты восстановили, прослужит много лет. Индивидуальное открытие.
Русико рассказывает, как в течение долгих лет сидела в этой комнате. Даже показывает место, где располагался ее рабочий стол. Самая большая достопримечательность этой комнаты не старинные жалюзи, которые вмонтированы в оконные рамы, и даже не восстановленная специалистами роспись.
- Посмотрите на нишу под подоконником, - переходит на полушепот Русудан.
Вот это да! Самое настоящее, классическое хранилище денег – банковский сейф! Чувствую себя Колумбом, ступившим на землю Америки. Ведь в нем хранились деньги царского периода!
- Мы предполагаем, что это была, скорее всего, операционная комната и тут сидел управляющий банком. В здании есть и другие сейфы, но все они гораздо больше по размерам. А этот, по всей видимости, был для личного пользования управляющего.
Только вот незадача - сейф есть, а доступа к нему нет. Каких только специалистов и мастеров ни приглашали, все разводят руками. В итоге, решили открывать его автогеном.
- Сомневаюсь, что в нем могут обнаружиться какие-либо денежные средства, говорит Русудан. - Наверняка, закрывая банк, его сотрудники освободили сейфы и этот в том числе, но ведь могут же в нем оказаться какие-то документы. Те, что представляют собою ценность. Сегодня любая бумажка тех времен является раритетом.
Третий уровень: Тюремные нары для корифея грузинской литературы
У входа в библиотеку, на улице, висит табличка. Надпись на ней гласит, что в библиотеке есть кабинет грузинского писателя Чабуа Амирэджиби. Я его "Дату Туташхиа" вначале увидела, есть многосерийный фильм "Дата Туташхиа" с участием Отара Мегвинетухуцеси, и только потом прочитала. И в обоих случаях ходила под впечатлением очень долго.
"Дата Туташхиа" - это та точка отсчета, к которой возвращаешься на протяжении всей жизни. Я бы сказала, антология жизненных лейтмотивов - что есть добро и зло, откуда берет начало свобода или любовь… И все очень родное и близкое. Роман о благородном и справедливом разбойнике. Человеке, который не желает примыкать к какой-либо политической системе и хочет оставаться свободным. У героя свой собственный кодекс чести. И в нем нет места лжи и запятнанной совести.
История о беглом разбойнике - это практически история о нем самом, авторе романа, Чабуа Амирэджиби. Писатель провел в заключении много лет. В молодости за участие в студенческой группе "Белый Георгий" Чабуа был приговорен к 25 годам заключения. И так же, как главный герой культового романа, многократно бежал из тюрем. После одного из очередных задержаний Чабуа был отправлен на Колыму. Был освобожден из заключения в 1959-м. Годы, проведенные в заключении, вклинились в судьбу, исковеркав ее и изменив весь жизненный путь. Поэтому тема тюремного заточения была использована и в создании кабинета писателя в библиотеке.
Кабинет писателя в темных, приглушенных тонах. Старый шкаф, тяжелый письменный стол и портрет самого писателя - вот, пожалуй, и вся обстановка скромного и непритязательного человеческого гения. Один из углов комнаты выдвинут вовнутрь, так, как если бы в кабинете была еще одна, крохотная коморка. Но попасть в эту каморку можно только снаружи.
Выходим из писательского кабинета, подходим к железным дверям, повторяющим один в один двери тюремной камеры. И после некоторых усилий, с лязгом отпираем камеру под номером девять.
Взору предстают - бетонный выступ, который, должно быть, служил одновременно и сиденьем, и ложем, худая циновка и алюминиевый тазик для тюремной баланды. Что должен испытывать человек, оказываясь по эту сторону двери. Мрак, который наступает вначале снаружи, а потом и внутри. Полный и безнадежный.
Закрываем дверь камеры и тихо спускаемся с Русудан к выходу. Тяжело на душе. На сегодня острых ощущений достаточно. Впрочем, до завершения игры еще далеко. Впереди путешествие по третьему корпусу библиотеки.