В Грузии списывают банковские долги!..
Начну с того, что лично у меня – тьфу, тьфу! – долгов в банке нет. Однако трудно, наверное, придумать что-нибудь более отрадное для огромной массы соотечественников. Их, ни много ни мало, почти 700 тысяч! Тех, кто безнадежно погряз в "черных списках" должников. По нерасторопности, глупости, из-за безответственности. А чаще по всеобъемлющей причине – "так сложились обстоятельства"…
Теперь неважно – долги списывают всем. Не спрашивая. Лишь бы взятая ссуда не была крупной – не превышала без штрафов и процентов 2 тысячи лари. Судя по размаху, сами инициаторы две тысячи в качестве крупной суммы не воспринимают. Как, кстати, и значительная часть трудоспособного грузинского населения, не сумевшая вовремя расплатиться.
На фоне таких ставок я выгляжу просто трусом! Признаюсь, никогда столько не занимал. Как и многие в моем окружении. Зато не подвели другие – во всей красе продемонстрировали, в чем тайная сила и колоритная специфика местного предпринимательства. Когда одним важно любой ценой кредит взять, а другим – за высокую цену его выдать. И все, как говорится, при деле, в сумме же – полная гармония. За которую теперь, как я понял, будет расплачиваться фонд "Карту".
Это, кстати, принципиальный вопрос. На него нанизываются все остальные, разом всколыхнувшие общественное мнение. Потому, если не возражаете, попробую немного порассуждать на эту тему. И для начала непредвзято выделить рациональное зерно из неожиданно обрушившегося на действующую власть потока критики и упреков.
Выражение сатирика: "Ни одно доброе дело не остается безнаказанным", следует, как минимум, обосновать, доказав дело действительно было добрым. Вы спросите: откуда сомнения? А оттуда!.. Некоторыми пользователями социальных сетей погашение долгов было воспринято едва ли не как личное оскорбление. Я, мол, тут добросовестно все выплачиваю, а кому-то, видите ли, дарят поблажки. Нашлись даже такие, кто сожалеют, что не попали в "черный список"?!
Премьер: почти треть трудоспособного населения Грузии в долгах >>
Скажу честно – мне стыдно. В любой уважающей себя стране граждане были бы счастливы, получив повод гордиться своим образцовым социальным поведением. И, кстати, своевременная уплата налогов и долгов ценится там превыше всего. А у нас, к сожалению, нашлись такие, кто подобно затаившимся криминалам, сожалеет, что исполнил свой долг и… никого не обманул.
Безусловно, не все так однозначно, и банковской "амнистии" сопутствует немало моментов, требующих дополнительной ясности. Мне в связи с этим пришел на память сарказм, который кто-то умело раскрутил в социальной сети: если, мол, дело и дальше пойдет такими темпами, то мы все скоро станем миллионерами, а Иванишвили превратиться в нищего.
Не спорю, остроумно и едко. Но из этой дилеммы вытекает и другая мысль, которой почему-то никто в Грузии не придает значения: остаться миллиардером или превратиться в нищего – это, простите, личное дело самого Иванишвили. Потому я и намекнул особо на роль фонда "Карту", которому предстоит выплатить 1,5 миллиарда лари!
Дело в том, что если бы долги погашались правительством из Госбюджета, это действительно можно было бы оспорить как решение, справедливое не для всех. Бюджет – наш коллективный карман, и оплачивать из него чью-то нерадивость если и справедливо, то исключительно с нашего согласия. Насколько могу судить, оппозиционный кандидат, собственными миллиардами не владеющий, обещает примерно такой вариант. Но тогда, если спросить меня, надо, как минимум, провести всенародный референдум.
Другой упрек связан с выборами. Инициатива по банковским долгам в официальных сообщениях подается в контексте наступающего Нового года. Якобы, населению будет преподнесен новогодний подарок. Думаю, делается это, больше из формальных соображений или по инерции. Потому что даже у самого наивного грузинского избирателя не возникает вопросов и сомнений, почему столь масштабная и выигрышная акция была анонсирована непосредственно перед вторым туром голосования.
Насколько все это правильно с моральной точки зрения? – Не знаю. Насколько законно? – Это вопрос другой. По крайней мере я не располагаю сведениями, что у кого-то из должников предварительно берут расписку, гарантирующую голос за определенного кандидата. Тут, скорее, речь идет о чувстве благодарности. И, думаю, подобная конкурентная среда не идет ни в какое сравнение с той, в которой мы находились не так уж далеко в прошлом.
Вспомните, как некоторых госслужащих принуждали снимать на мобильный телефон заполненные бюллетени. Вспомните, как спецназ незаконно пытался захватить избирательные урны – мы воочию видели это на телеэкранах. Вспомните, как… К сожалению, вспомнить можно многое.
И еще. Я впервые убедился, насколько важно, чтобы на выборах во всей полноте отражался широкий спектр позиций и мнений. Чтобы политические силы и голоса распределялись в обществе относительно равномерно, лишь с небольшим преимуществом. То есть, как важно, чтобы был второй тур! Прошу, конечно, прощения, но у меня есть сомнения по поводу того, что банковская "амнистия" была бы объявлена, одержи один из кандидатов победу уже в первом туре.
Теперь-то вы и сами видите, насколько полезны любому обществу конкуренция и соперничество. В том числе, и в сфере политической.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.