Особенности тбилисского метро, или Транспорт с полувековой историей

Из тоннелей Тбилисского метрополитена каждую ночь выкачивают по 25 тысяч тонн воды
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

История Тбилисского метрополитена насчитывает пять десятилетий. Это первое метро на Кавказе и четвертое в СССР — после Московского, Питерского и Киевского.

Что будет с транспортом в Грузии - мнение эксперта>>

Самому популярному общественному транспорту столицы Грузии в этом году исполнилось 53 года. Изначально советские власти были против идеи строительства метро в Тбилиси. В те времена считали, что подземный транспорт нужен лишь тем городам, где проживали больше миллиона человек. Несмотря на то, что численность населения Тбилиси в то время достигала лишь 600 тысяч, в 1951 году приказ о начале строительства все же был издан.

Уступите дорогу тбилисскому трамваю

Согласия о начале строительства метро первый секретарь ЦК Компартии Грузии Кандид Чарквиани смог добиться непосредственно от Иосифа Сталина. Работы начались в 1952 году, но в 1957 году, вскоре после смерти Сталина, строительство было заморожено.

Работы вновь возобновились спустя два года. Строительство, которое велось под руководством инженера Виктора Гоциридзе, было непростым. Геологические условия создавали серьезные проблемы.

В итоге, открыть первый участок тбилисского метрополитена удалось лишь спустя 14 лет после начала строительства. Это важное событие произошло 11 января 1966 года. В тот день торжественно пустили в эксплуатацию участок Дидубе-Руставели.

Особенности тбилисского метро, или Транспорт с полувековой историей

Развитие метро

Изначально первые пассажиры тбилисского метро могли пользоваться лишь шестью станциями – "Дидубе", "Электродепо" (ныне Гоциридзе), "Октябрьская" (ныне "Надзаладеви"), "Вокзальная площадь", "Марджанишвили" и "Руставели". Тогда протяженность линии составляла лишь 6,5 километра.

Особенности тбилисского метро, или Транспорт с полувековой историей

Спустя год открылись еще три станции: "Площадь Ленина" (ныне "Площадь Свободы"), "26 Комиссаров" (ныне "Авлабари") и "300 Арагвинцев". Вскоре в эксплуатацию сдали еще две станции - "Исани" и "Самгори". Все эти станции метро были расположены на одной линии метрополитена.

Особенности тбилисского метро, или Транспорт с полувековой историей

Постепенно тбилисский метрополитен стал развиваться, и вскоре возникла потребность закладки второй линии. Новая ветка метро, которая связала "Вокзальную площадь" с районом Сабуртало, заработала в 1979 году. Тогда на второй линии было расположено пять станций: "Вокзальная площадь - 2", "Проспект Церетели", "Политехническая" (ныне "Технический университет"), "Комсомольская" (ныне "Медицинский университет") и "Делиси".

Особенности тбилисского метро, или Транспорт с полувековой историей

К 2000 году количество станций метро в Тбилиси увеличилось до 22-х. Последняя, 23-я по счету, станция "Государственный университет" появилась лишь спустя 17 лет.

Будущее метро

В последнее время власти Тбилиси активно ремонтируют станции метрополитена, обновляют и добавляют новые составы. Осенью 2018 года стало известно о планах по строительству новой, наземной ветки метро, для которой будет использована инфраструктура столичной объездной железной дороги.

Скоро станет известно, кто построит наземное метро в Тбилиси

От Самгори до поселка Лило планируется строительство восьми новых станций. На наземном метро можно будет добраться в том числе до Тбилисского международного аэропорта.

Этот проект обойдется примерно в 80 миллионов лари (около 30 миллионов долларов).

Интересные факты о Тбилисском метрополитене

Самая глубокая станция - "Руставели", расположена на глубине 100 метров.

Ежедневно с 01:00 до 05:00 из тоннелей метро выкачивают 25 тысяч тонн воды.

В Тбилисском метрополитене трудоустроены около 2,4 тысячи человек.

В среднем за день поезда на Ахметели-Варкетильской линии проходят 400 километров, а поезда Сабурталинской — 311 километров.

Общая протяженность линий метро — 57 километров, из них первой линии — 40 километров, а второй — 17 километров.

Каладзе рассказал, когда в Тбилиси появится новая ветка метро

Для того, чтобы проехать всю Ахметели-Варкетильскую линию необходимо полчаса, а Сабурталинскую – 15 минут.

Поезда ходят со скоростью 60-70 км/ч.

За год для работы метро необходимо 65 миллионов кВт/ч.

Длина всех платформ стандартная и составляет 102 метра, рассчитана на состав из пяти вагонов.

Один метр рельсов весит 52 килограмма.

Интервал движения поездов в часы пик составляет примерно 2,5 минуты.

Ежедневно метро обслуживает более 300 тысяч пассажиров.

Стоимость проезда в тбилисском метро - 50 тетри (примерно 0,2 доллара).