"Консорциум развития Анаклия" на своей странице в Facebook рассказал об осуществленных работах по строительству первого глубоководного порта в Грузии - в курортном поселке Анаклия, о деталях соглашения с государством и о своих планах.
С какими проблемами столкнулся проект строительства порта в Анаклия>>
"Консорциум развития Анаклия" основали грузинская компания TBC Holding и американская компания Conti International LLC. На сегодняшний день в Консорциум также входят оператор порта SSA Marine (США), British Wondernet Express (Центральная Азия) и G-Star Ltd. (Болгария).
Во вторник министр регионального развития и инфраструктуры Майя Цкитишвили подробно рассказала о всех сложностях в связи со строительством порта и подчеркнула, что правительство Грузии всячески поддерживает осуществление этого проекта.
Претензии министра
По словам Цкитишвили, государство не планировало участвовать в финансировании проекта строительства порта Анаклия, но инвесторы сначала попросили финансовой помощи, а позже - пересмотра условий соглашения, с тем, чтобы государство стало гарантом привлечения грузов.
Она также отметила, что Консорциум много изменил в инвестиционном соглашении, в том числе с связи с оператором порта. У правительства также нет полной проектной документации, в котором, по словам Цкитишвили, также ожидаются изменения.
Как известно, на строительство порта необходимо более 600 миллионов долларов. Государство пообещало предоставить кредит в 100 миллионов долларов, в Консорциуму предстоит вложить 120 миллионов своих инвестиций. Остальные 400 миллионов Консорциум должен привлечь от зарубежных инвесторов в качестве кредита.
Нацбанк приветствует решение TBC Bank об отзыве исков к регулятору>>
По словам Цкитишвили, закрытие сделки по полному финансированию порта Анаклия должно было произойти к 1 января 2018 года, но в конце 2017 года, когда стало понятно, что это невозможно, этот срок перенесли на 1 января 2019 года. Позже срок еще раз перенесли - до 1 июля 2019 года.
Что сделал Консорциум
На сегодняшний день размер инвестиций от партнеров и акционеров "Консорциума развития Анаклия" составляет 70 миллионов долларов и уже проведены все исследования, предусмотренные инвестиционным соглашением, сказано в сообщении на странице Консорциума.
А именно, исследовали почву, провели топографическое моделирование и моделирование почвенных, гидро- и морфодинамических процессов. Кроме того, исследовали возможное влияние строительства порта на окружающую и социальную среду.
Чтобы не нарушать сроки закрытия финансовой сделки по порту, инвесторы выделили 30 миллионов долларов на осуществление ранних работ по углублению дна и рефулированию грунта. Со дна у берега будущего порта достали 5 миллионов кубических метров песка, который позже распределили по территории в 100 гектаров.
"На сегодняшний день, морская территория порта Анаклия уже представляет собой самую глубоководную территорию Грузии", - сказано в сообщении Консорциума.
При этом уже начались два тендера по выбору контрактора для осуществления основных строительных работ и на закупку и установку подъемных установок для порта. Также в ближайшее время будет выявлен генеральный контрактор, который закончит детальные работы по дизайну проекта, как это принято в международной практике, и осуществит необходимые строительные работы в рамках первой фазы строительства порта.
"Соответственно, в кратчайшие сроки будет представлена полная проектная документация, о нехватке которой говорила министр", - пояснил Консорциум.
Ответы на претензии
"Консорциум развития Анаклия" ответил на замечания министра по поводу того, что "модель, предложенная Консорциумом в части оператора", не соответствует условиям соглашения.
В сообщении отмечено, что выбор был сделан в пользу американской компании SSA Marine, так как она являет одним из крупнейших операторов терминалов портов в мире. Ее терминалы находятся в девяти странах и обрабатывают в год 27,2 миллиона контейнеров (TEU) и оперирует в 250 точках мира.
Консорциум сделал комментарий и по поводу изменения сроков.
"Произошел только перенос срока закрытия финансовой сделки, но это не повлияет на срок завершения работ по первой фазе строительства порта и на то, чтобы у нас был работающий порт в 2020 году", - сказано в сообщении.
Там же отмечено, что срок закрытия сделки затянулся из-за необходимости согласования позиций четырех финансовых институтов, готовых вложить 400 миллионов долларов в строительство первого глубоководного порта в Грузии.
Черноморский курорт Анаклия уже готовится к летнему сезону>>
"Исходя из масштабов и комплексности проекта финансовым институтам понадобилось несколько месяцев на выбор международных консультантов и оформление с ними контрактов. В течение года шел процесс изучения проекта вместе с выбранными этими организациями консультантами", - отмечено в сообщении.
Отношения государства и Консорциума
Хоть порт Анаклия и является частным проектом, в итоге он все же окажется у государства.
"Проект порта Анакия не является проектом какого-то одного частного лица или компании, а проектом страны и народа. Согласно инвестиционному соглашению, по истечении инвестиционного срока оперируемый порт должен быть передан государству. А до этого государство будет получать определенную долю от дохода от оперирования портом", - сказано в сообщении Консорциума.
Это партнерство, которое подразумевает тесные отношения между частной компанией и правительством, и в котором достичь успеха не получится без государственного партнерства и его финансового участия, подчеркнул Консорциум.
"Консорциум развития Анаклия" выразил надежду на то, что переговоры с государством по изменению условий соглашения пройдут успешно и сотрудничество продолжится в конструктивном формате.
Согласно сообщению, государственных гарантий требуют финансовые партнеры, так как государство является крупнейшим бенефециаром проекта и у него есть рычаги для обеспечения грузов в условиях правильной стратегии и международных отношений.
Каким должен быть порт
Старт работы первого глубоководного порта Грузии в Анаклия намечен на 2021 год. Развитие порта будет осуществляться по девяти фазам.
Первая фаза подразумевает, что после старта порт сможет принять в год 900 тысяч контейнеров. Это не значит, что в первый же год столько грузов поступит в порт, но это будет допустимым объемом – утверждают авторы проекта. Разрыв между первой и второй фазой будет в три-четыре года, а план следующих шагов будет разработан в ходе первой фазы.
По истечении первой и второй фаз, порт Анаклия сможет принимать до 14 миллионов тонн грузов. По расчётам авторов проекта, явью это станет ближе к 2030 году. На осуществление всех девяти фаз понадобится более 50 лет, и к этому моменту порт, по прогнозам Консорциума, сможет принимать свыше 100 миллионов тонн грузов ежегодно.
Общая стоимость проекта - 2,5 миллиарда долларов США.