ТБИЛИСИ, 24 мар — Sputnik. Искусствоведы говорят, что кажущаяся простота работ Пиросмани сродни архаичным традициям в искусстве — иконе или фреске, заявила Sputnik Эстония директор Кадриоргского художественного музея Александра Мурре.
Каждый пишет, как он дышит
Выставка получила название "Пиросмани — мир одинокого гения". Этот художник стал известен лишь тогда, когда до конца его печальной жизни оставалось всего шесть лет. В 1912 году он был "открыт" братьями Зданевичами.
Вот что писал об этом событии один из братьев: "Летним вечером 1912 года, когда угасал закат и силуэты синих и фиолетовых гор на желтом фоне теряли свой цвет, погружаясь в темноту, мы подошли к вокзальной площади, пыльной и пустой, казавшейся огромной, остановились, удивленные тишиной, такой странной здесь… Мы вошли в большой и просторный зал трактира. На стенах висят картины… Смотрим на них изумленные, растерянные — перед нами живопись, подобной которой мы не видели никогда! Совершенно оригинальная, она была тем чудом, которое мы искали. Кажущаяся простота картин была мнимой. В них легко можно было разглядеть отзвуки древних культур Востока, но традиции народного грузинского искусства преобладали".
Братья Кирилл и Илья Зданевичи были среди первых, кто стал собирать и пропагандировать творчество Пиросмани, и делали они это на всех уровнях, в том числе через организацию выставок Нико. Пиросмани был явлен свету, когда искусство искало новые пути развития, отметая классику, казавшуюся скучной и отжившей.
Художники задавали себе вопрос о том, как нужно писать картины по-новому. А Пиросмани, как выразилась гостья студии Александра Мурре, об этом не задумывался, потому что был гением от природы, наделенным своим талантом свыше. С детства он, как губка, впитывал все, что видел вокруг себя: это и фрески в старинных грузинских церквях, орнаменты, нанесенные на чеканную посуду, и все остальные черты грузинского народного искусства, — аккумулируя в себе истинную "грузинскость", не копируя, не повторяя старого.
Миллион алых роз
Пиросмани пытался жить, как все, стараясь вписаться в окружающее его общество, но из этого ничего не получилось, так как его гений указывал ему единственную дорогу — живопись.
Одна из самых знаменитых историй, связанных с именем великого художника, — история его любви к певице и танцовщице Маргарите, которая прибыла в Тбилиси из Франции и навсегда покорила сердце Нико.
И если по поводу миллиона алых роз можно выразить некоторую долю сомнения, то фактами подтверждено, что эта актриса — не придуманный персонаж. Художник написал ее портрет, который побывал через много лет после смерти гения на выставке в Лувре — и к нему пришла изрядно постаревшая, но живая и реальная Марго. Жаль, что журналисты не проявили достаточного любопытства и не расспросили ее ни о розах, ни о многом другом, что могло бы дополнить наши знания о Пиросмани.
Картину Пиросмани на аукционе Sotheby's продали за рекордную сумму >>
Нико Пиросманишвили умер в Тбилиси в 1918 году, нищим и всеми забытым. Место его могилы до сих пор неизвестно.
Подарок Эстонии от Грузии
По словам Александры Мурре, Пиросмани появился в грузинском искусстве как светоч, как неожиданная находка, как квинтэссенция национального духа.
На выставку в Таллин привезено не так много работ, но они очень разные и дают очень хороший обзор тех тем, тех типов картин, того творческого подхода, который свойственен Пиросмани.