Самым обсуждаемым за последние дни событием, безусловно, явилось столкновение в вербное воскресенье жителей Панкисского ущелья со спецназом Министерства внутренних дел. И хотя протест касался, вроде бы, совершенно конкретного вопроса – строительства небольшой ГЭС, событие тут же получило политическую окраску. Как сообщила на следующий день "Резонанси" (22.04), правоохранители были вынуждены применить резиновые пули и слезоточивый газ, а население забросало их камнями и "коктейлями Молотова".
Иорданишвили: панкисцы дали добро на строительство ГЭС, но потом передумали >>
Результат: пострадали 27 человек, из них 15 – сотрудники органов (некоторые издания говорят о 35 пострадавших). Были сожжены несколько полицейских автомобилей и строительная техника. Ну и, вдобавок, пересуды на целую неделю – кто, зачем, почему?..
"Я не исключаю действий "пятой колонны"
Это мнение озвучил в том же номере газеты политолог Гия Хухашвили. Причем, без уточнения – с чьей стороны имела место провокация. Скорее всего, ответственность обоюдная. Ведь Панкисское ущелье – очень своеобразный регион. Там проживают так называемые кистинцы, связанные родовыми корнями с жителям Чечни и Ингушетии. Специфика требует крайней осмотрительности, особенно когда речь идет о проявлении уважения к людям.
До сих пор непонятно, с чего вдруг строительная компания решила приступить к работе в воскресенье, да еще в день большого церковного праздника? При этом, как выясняется, по просьбе министерства экономики на объект был направлен спецназ МВД. Ранее вопрос возведения ГЭС обсуждался с местными старейшинами, но дальше мнения газет расходятся.
"Резонанси" пишет, что попытка договориться оказалась безуспешной, после чего в ущелье был введен дополнительный отряд спецназа. А "Квирис палитра" (22-28.04), ссылаясь на одного из старейшин, считает, что большинство жителей Панкиси не против строительства ГЭС, но возмущены отношением к себе. Не дождавшись завершения переговоров, кто-то принял провокационное решение начать строительные работы и тем самым нарушил соглашение. "Асавал-Дасавали" (22-28.04) пошла дальше, заметив, что если б у власти сейчас стоял режим Саакашвили, по местному населению безжалостно проехались бы, как катком.
К счастью, у действующей власти хватило выдержки и здравомыслия. А срочно прибывший на место министр внутренних дел Георгий Гахария сумел разрядить обстановку. Он пообещал жителям, что строительство гидростанции возобновится, только если на то будет согласие 90% населения ущелья. Действия Гахария все издания оценили позитивно. Что примечательно, на фоне недавних попыток навесить на него компромат в связи с уже забытой историей "ТВС-банка".
Новый скандал вокруг TBC Bank - было ли письмо с угрозами от министра? >>
Правда, трудно не согласиться и с мнением эксперта Мамуки Арешидзе (Квирис палитра", 22-29.04): если принимать решение будут 90% жителей, зачем вообще понадобилось вводить спецназ?!. Старейшина Заур Гумашвили открыто предположил, что процессами управляет сила, которая совету старейшин ущелья неподвластна.
Удачный предлог для версий и теорий
Впрочем, если даже за конфликтом стоит "пятая колонна", все равно важно понять: почему люди поддались на провокацию? Возможную причину мимоходом назвала лишь "Резонанси" (22.04): в ущелье уже построены две гидростанции, однако населению это не принесло никаких благ. Другие издания предпочитают более интригующие версии. Один из лидеров лейбористов Лаша Чхартишвили договорился даже до того, что пропаганда ГЭС – это предпосылка… для российской оккупации ("Ахали таоба", 24.04).
Между тем, вне политических наслоений сам предмет спора остается в стороне: действительно ли ГЭС мощностью 5 мегаватт способна нанести невосполнимый ущерб природе? "Квирис палитра" (22-28.04) высказывает подозрение в заговоре – мол, несколько организаций в Грузии получают огромные гранты, чтобы под видом экологии не давать развиваться энергетике.
А вообще-то еженедельники воскресные события, по-видимому, застали врасплох. Свежие номера, надо полагать, уже были сверстаны. Так что, основная интрига оказались задвинута на последние полосы и подана не столь убедительно. Это подвигло "Асавал-Дасавли" на неординарный шаг – газета опередила время и номер за 29.04-05.05 выпустила, не дождавшись понедельника. Зато более внятно изложила позицию до того, как событие утратило актуальность.
"Это был протест не из-за ГЭС", - считает бывший министр безопасности Грузии Валерий Хабурзания. С ним косвенно согласен председатель совета старейшин Панкисского ущелья Хасо Хангошвили: многих устраивает, чтобы ситуация в Панкиси вышла из-под контроля. А член исполнительного совета Ассоциации адвокатов Грузии Мариам Кублашвили уверена – не прояви полиция высокую сознательность, все могло кончиться гораздо хуже!
Тем не менее, отталкиваясь от ситуации, СМИ довольно ясно дали понять, что не намерены снимать ответственность с правительства. "Я бы охотно поддержал требование об отставке большинства членов нынешнего кабинета министров", - приводит "Резонанси" (25.04) слова аналитика Арчила Гамзардия. "Квирис палитра" же использует Панкиси в качестве повода, чтобы вернуться к обсуждению вопроса, кто на очереди и кого вслед за министром экономики Георгием Кобулия выбросит из обоймы "правительственная катапульта".
Юрист Лия Мухашаврия не исключает подобного развития событий, ссылаясь на глубокий экономический кризис. Впрочем, по ее мнению, мощного протеста не будет. Грузинское общество созрело для того, чтобы решать подобные вопросы путем выборов. Хотя желающие половить рыбку в мутной воде, конечно, найдутся.
Если нет других аргументов
Это, в принципе, подтверждает поведение тех, кто главную ставку в политической игре делает именно на массовый уличный протест. Нередко оппоненты отвечают в аналогичном стиле. То есть, не найдя убедительных аргументов, переходят на откровенную матерщину. Неудивительно, что в последнее время тема сквернословия в глазах грузинской общественности приобрела серьезную актуальность. Многие печатные издания, пользуясь тем, что на фоне некоторых телевизионных каналов они выглядят просто ангелами, стали активно поднимать эту тему.
"Корни данного явления надо искать в прошлом, когда язык ненависти являлся главным средством общения", - считает поэт Ираклий Саглиани, отвечая на вопрос "Квирис палитра" (22-28.04). А журналист Звиад Коридзе добавляет: "Ругань для меня неприемлема как в эфире "Рустави 2", так и в "Имеди". Эту позицию разделяет в "Асавал-Дасавли" (22-28.04) вице-президент национальной писательской академии, поэт Коба Арабули. Он увязывает ее с общим состоянием грузинского общества, "которое должно морально расправить плечи".
Правда, прежде надо добиться, чтобы власть ("Ахали таоба", 24.04) собственными руками не провоцировала в этом обществе революционную ситуацию…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции