Смелая и решительная Барбаре Джорджадзе: история первой феминистки Грузии

Сегодня, женщины, наш день! И нет, мы ничего не перепутали – сегодня не Восьмое марта, а 30 мая, а значит – это Международный день феминизма. Дата выбрана не случайно – именно в этот день был казнена Жанна д'Арк
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Натия Кварцхава

Если вы думаете, что в Грузии феминизм только-только зарождается, то вы ошибаетесь. Одной из первой феминисток Грузии считается Барбаре Джорджадзе, которая по иронии судьбы знакома большинству не как общественный деятель, а как отличный кулинар. Но сегодня мы это исправим.

Сегодня для того, чтобы защищать права женщин созданы все условия, а каково было отстаивать их права в XIX веке? В веке, когда наряду с другими запретами, женщинам было не так просто получить образование, ведь с ранних лет барышень выдавали замуж. Далее – муж, дети, хозяйство. Точно не до феминизма, так? Наша героиня Барбаре так не думала.

"С давних времен мужчины упрекают женщин, они винят женщин за все, изо всех сил стараются их оскорбить. С раннего возраста они говорят нам, женщинам: Бог сделал тебя женщиной, а это значит, что твоя участь — держать рот на замке. Не смотри ни на кого, никуда не ходи! Закрой глаза и уши, сиди на месте! Образование и новые языки – не твоя забота".

Сейчас в это трудно поверить, но написаны эти "Несколько слов к вниманию юношей" были в 1893 Барбаре Джорджадзе в одном из номеров газеты "Квали".

В свое время эта публикация наделала не мало шума среди грузинского общества. Современные борцы за права женщин называют "Открытое письмо мужчинам" Манифестом феминизма Грузии.

Как жили женщины Грузии в XIX веке?

Давайте нарисуем портрет женщины того времени: она должна была являться опорой семьи, быть хорошей матерью и воспитывать детей для родины. Не надо забывать, что порицались те особы, которые были не в ладах с хозяйственными делами. А образование им нужно было только для того, чтобы вырастить достойное подрастающее поколение.

Барбарисы, барбаризмы и пособие по грузинской национальной кухне

"Несознательная мать не сможет воспитать сознательного гражданина. Мать должна превратить семью в школу, вдохнуть в своего ребенка грузинский дух, научить его свободе и долгу, спасти его от вечной бедности и тем способствовать счастью страны", - писала поэтесса Доминика Эристави-Гандегили.

Между тем, в 1846 году было основано первое формальное женское общество Святной Нины. Стоит отметить, что эта была скорее инициатива сверху, от царского правления.

12 лет? Замуж!

Судьба Барбаре была достаточно непростой, ведь когда девочке исполнилось 12 лет, ее выдали замуж - она даже не до конца понимала, что происходит. Позже писательница Мариам Демурия опубликовала воспоминание, рассказанное ей Барбарой:

"В те времена женщин рано выдавали замуж, и я была такой маленькой, что обряд венчания воспринимала как какую-то игру. Когда священник завершал обряд, в церковь залетела летучая мышь. Сразу же увидев ее, я сказала священнику: "Отец, отец, шени чириме, замолчи, кажется, сюда залетела моя канарейка, я хочу поймать ее".

Илья Чавчавадзе научил грузин смотреть на себя со стороны

Именно так начались отношения юной Барбаре Эристави с Закария Джорджадзе. Он был военнослужащим, чья карьера оставляла желать лучшего, так как все его имущество было заложено. Из долгов помогал выпутываться брат Барбаре – писатель Рафаэл Эристави. Сам Закария кочевал по разным уголкам Грузии в поисках работы.

В то тяжелое время Джорджадзе отвлекалась от реальности лишь с помощью чтения книг и самообразования.

Кроме того, Барбаре много писала о Грузии, так как судьба и будущее страны очень волновали девушку. Именно поэтому она не побоялась вступить в полемику с известным писателем и общественным деятелем Ильей Чавчавадзе.

"Баттл" между Джорджадзе и Ильей Чавчавадзе

Если сейчас есть большое количество площадок для того, что выплеснуть свой протест, например, как это делают многие с помощью соцсетей или хлестких реп-баттлов, то тогда единственным способом выразить свою мысль во всеуслышание было напечатать ее в газете. Именно в газете и началась полемика между Барборой Джорджадзе и Ильей Чавчавадзе на тему модернизации грузинского языка.

Она не побоялась не только вступить в дебаты с великим писателем, но и даже "разрулить" ситуацию. Эту "битву" даже назвали борьбой отцов и детей. Барбара выступала за "отцов",  а Чавчавадзе был на противоположной стороне.

Смелая и решительная Барбаре Джорджадзе: история первой феминистки Грузии

Джорджадзе говорила о том, что модернизация-модернизацией, а о "старом языке" забывать нельзя. Надо отметить, что писала Джорджадзе совершенно свободно, парируя сильными аргументами. В то время говорили, что несмотря на отсутствие образования, Барбаре была умнее многих, получивших образование в Европе.

"Я никогда не желала и даже дала себе слово не отвечать князю Илье Чавчавадзе... но раз ответ Чавчавадзе весьма далек от вежливости и тот самый новый язык (подразумевается новый литературный язык) он решил породить в брани, возникает необходимость ответа... Великий поэт, пора нам помириться, голубчик! Вы прекрасно знаете и уверены, тут нет вражды... а всего лишь маленький спор о защите достоинства словесности..."

Чтобы понять, что терпела Барбаре, а точнее какие реплики в свой адрес, только потому, что была женщиной и не боялась выразить свое мнение, прочитайте отрывок из статьи журналиста Давида Кезерели:

"Куда разумнее ночью выть на луну, а днем на солнце и бегущие по небу облака, или вычерпать Черное море решетом, чем вести научные беседы с женщиной, как бы умна и образованна она не была... Если хотите с честью носить когда-то славное имя грузинской женщины, выбросьте из головы мечты заделаться врачами и профессорами и станьте просто хорошими современными матерями... Бросьте равняться на европейских и американских женщин, потому что Quod licet bovi, rion licet Jovi! (что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку)"...

Тайна Джорджадзе

Многие факты из жизни Барбаре не известны. Например, почему она решилась бороться за права женщин? Что сподвигло ее? Или не был ли ее муж Закария против творчества и таких громких высказываний.  Да, и вообще о ее браке извсетно не многое. О своем замужестве как о драме, она не писала ничего, поэтому не существует аргументов, которые могли бы доказать то, что она была несчатсна в браке.

Смелая и решительная Барбаре Джорджадзе: история первой феминистки Грузии

Непонятно, начала ли свою феминистическую деятельность Джорджадзе потому, что с ней плохо обращался супруг. Она не писала об этом в письмах родным, тем более в стихах или поэмах. Поэтому, и сейчас для нас тайна, каким были отношения между Барбаре и ее супругом. Это тайна, потому что сама Барбаре так пожелала.

Кстати, немногие знают, что Барбаре не только боролась за права женщин и переживала за родину, но и была автором азбуки для детей, которую написала в конце 60-х годов. Об этом она сообщила своим родным и близким в письмах, из которых становится понятно, что она отправила уже готовую работу в Тбилиси. Однако, что случилось дальше – неизвестно. Судя по всему, рукопись просто потерялась в дороге.

Последние годы жизни Барбаре жила вместе с сыном Михаилом, который работал в Ленкорани. 10 апреля 1895 года она планировала поехать из кахетинского Греми и отправиться в Тбилиси, а затем к сыну. Когда она садилась в карету, ей неожиданно стало плохо, и несмотря на все попытки, ее так и не удалось привести в чувства - сердце отказало. Похоронили 62-летнюю Барбаре в городе Телави, рядом с братом Рафаэлом Эристави.