Опасные связи, или Кое-что о грузинском гостеприимстве

Магистр внешней политики, правовед Ольга Сухаревская считает, что после событий в Тбилиси Грузия потеряла статус страны, благоприятной для проведения международного диалога
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

 

Скандал, возникший вокруг пребывания российской делегации на Межпарламентской ассамблее православия, вспыхнувшие акции оппозиции и антироссийские выступления кажутся не то чтобы неожиданными, но несовместимыми с логикой. Стоит подумать и о том, какими последствиями для Грузии может обернуться срыв международного мероприятия.

Проверка парламента на парламентаризм

Межпарламентская ассамблея православия (МАП) – организация международная. Она была создана в 1994 году по инициативе греческих политиков, объединяет 21 государство, а штаб-квартира объединения находится в Афинах. Согласно уставу, высшим органом является Общее собрание парламентских представителей, которое раз в два года избирает председателя. Для обеспечения работы Межпарламентской ассамблеи действует секретариат, который всегда возглавляет представитель Греции, а постоянными членами являются представители Греции и России. То есть, МАП нельзя считать ни российской организацией, ни объединением, где Россия имеет решающие преимущества.

SMS министру, стычки и обмороки - новые фото жарких протестов в Тбилиси

Грузинская оппозиция, которая сорвала мероприятие и угрожала физической расправой председателю собрания парламентских представителей Гаврилову, таким образом, атаковала не российского депутата, а главу высшего органа международной организации. И даже если он по совместительству является гражданином РФ, сути произошедшего это не меняет. Именно об этом заявил генеральный секретарь МАП Андреас Михайлидис, отметивший, что "отношение к Межпарламентской ассамблее православия было вызывающим, оно затронуло 25 парламентов, которые участвуют в МАП, и, конечно, эта ситуация стала проверкой и парламента Грузии, и самой страны".

Кто является председателем МАП, было известно заранее. Подготовка подобного рода мероприятий всегда предполагает длительную работу служб парламентского протокола и департаментов по международным связям. Согласовывается все: от меню банкета и программы экскурсий до времени и места проведения встречи и рассадки участников. Соответственно, факт проведения заседания МАП в грузинском парламенте не было секретом ни для сотрудников парламента, ни для оппозиции задолго до его начала. И если бы представители "Единого национального движения" и "Европейской Грузии" на самом деле хотели защитить честь своей страны, им достаточно было еще на этапе подготовки к заседанию потребовать изменить место его проведения.

Протест по-тбилисски – новый жанр политического детектива >>>

Но они предпочли совершить провокацию и подорвать авторитет Грузии как государства, которое способно на надлежащем уровне проводить международные форумы.

Беспорядки в Тбилиси - депутату Мелия предъявлены обвинения

Нынешняя встреча Межпарламентской ассамблеи православия совершенно не обязательно должна была проходить в Тбилиси. По регламенту МАП, решение о месте проведения следующего заседания ежегодно определяется общим собранием парламентских делегаций. Как сказано в документе, "страна и город определяются после рассмотрения заявок от стран-участниц, желающих принять ее, и после заслушивания соответствующего доклада. Город, где предполагается провести очередную конференцию, должен располагать необходимой инфраструктурой… Если в течение года в выбранном городе возникнут проблемы, не позволяющие провести в нем конференцию, то… секретариат вправе изменить место проведения". То есть за проведение в своей стране ассамблеи нужно еще побороться.

Несложно догадаться, что МАП в Грузию больше не приедет.

"Окно Овертона", которое открыли в Тбилиси, по мнению экс-дипломата и известного российского историка Андрея Подойницына, это непредсказуемость международных контактов: "Теперь оказывается возможным создать конфликт из абсолютно любого контакта, встречи, мероприятия, причем реальные действия стороны, которая окажется впоследствии обвиненной, вообще не имеют значения".

Опасный прецедент в международных отношениях

Кроме того, нападение на официальных представителей международных организаций, прибывших по приглашению властей страны и защищенных дипломатическим иммунитетом, является опасным прецедентом нарушения одного из основных принципов международных отношений.

Грузинский лари установил антирекорд на фоне решений Москвы - что будет дальше? >>>

Безусловно, нападения на посольства в мире уже были. Как и отказ от признания принципа экстерриториальности, например, со стороны США, власти которых проводили обыски в российских диппредставительствах. А американских дипломатов захватывали иранские революционеры. Но чтобы на главу международной организации нападали депутаты парламента – это новое слово в межпарламентском диалоге.

Как изменялся турпоток из России в Грузию

Для Грузии, которая всячески стремится прослыть страной с европейской культурой и занять место в клубе ЕС и НАТО, прецедент очень тревожный. С точки зрения уникальности и комфорта для международных встреч, которую имеют, например, Нью-Йорк, Женева и Брюссель, Тбилиси отстоит далеко позади. И нет совершенно никакой необходимости проводить мероприятия именно там, когда можно выбрать любую из мировых столиц, где будет обеспечена безопасность гостей и уважительное отношение к ним.

Благодаря усилиям местных "патриотов", Грузия потеряла статус страны, благоприятной для проведения международного диалога. Надолго, если не навсегда.

Да простит меня оппозиция, но я вспомнила "Собачье сердце" гениального Булгакова. И живо представила себе возможный диалог руководства ООН или ОБСЕ, в стиле профессора Преображенского с доктором Борменталем: "Доктор, ради бога, съездите с ним в цирк. Только посмотрите в программе – котов нету?" Представителям международных мероприятий в Грузии также, очевидно, придется проверять, чтобы нигде россиянин не затесался.

Или проще выбрать другое место, гарантированное от нападений представителей приглашающей стороны на гостей?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции