Что задумал бывший министр
Сюжет просто детективный. По свидетельству "Ахали таоба" (26.07), лидер созданной недавно партии "Победившая Грузия" Ираклий Окруашвили несколько дней назад в отличном настроении покинул прокуратуру, куда был вызван на допрос в связи с событиями 20-21 июня. Представ перед журналистами, экс-министр обороны так и искрил юмором и иронией.
Он признал, что действительно хотел той ночью ворваться в здание парламента. Правда, мотив, дескать, был иной, нежели у других, наиболее агрессивных участников акции. Когда-то, еще в бытность депутатом, ему не додали зарплату за 3 месяца, и он пытался прорваться в бухгалтерию, чтобы получить причитающееся...
Отбросим показную иронию и сарказм. Большинство изданий подчеркивают, что Окруашвили опытный юрист, и ему нетрудно было предугадать возможные последствия скандальных шагов, предпринятых за последнее время. В том числе, носивший характер вызова иск на владение "Рустави 2", некоторые публичные саморазоблачения и т.д.
Что за цель преследовал бывший министр? – Пока непонятно. Ясно лишь то, что правоохранители не сумели по-достоинству оценить его иронию. Спустя пару дней он был задержан по обвинению в организации группового насилии в ходе акции у здания парламента ("Ахали таоба" (26.07).
Хазарадзе пригрозил властям Грузии "разрушением системы" >>
Вообще, надо заметить, что арест с политическим привкусом стал одной из актуальных тем в грузинской прессе. Если в случае с Окруашвили он увенчался заключением под стражу, то в деле основателя крупнейшего в Грузии "ТВС-банка" интрига все еще сохраняется. Через пару недель после того, как Мамука Хазарадзе анонсировал свои планы создать в сентябре новое общественное движение, прокуратура предъявила ему серьезное обвинение ("Ахали таоба", 25.07). Суть его – легализация незаконных доходов в особо крупных размерах.
Речь, между прочим, о 17 миллионах американских долларов, если точно – о 16 754 тысячах. Власти отрицают какую-либо связь между этим делом и политикой – расследование началось задолго до заявления банкира о наличии у него политических амбиций. В феномене Хазарадзе проявились примечательные тенденции грузинской общественно-политической жизни, и он может стать темой для отдельного разговора. Так что, ограничимся пока мнением эксперта Демура Гиорхелидзе, высказанным в "Резонанси" (26.07). Прокуратура, считает он, должна убедительно подавать подобную информацию. Иначе все это будет напоминать рекламу господину Хазарадзе.
Мысль, не лишенная оснований. Судя по публикациям, многие не до конца состоявшиеся политики охотно оказались бы в выигрышной для них роли жертвы террора властей. Правда, неизвестно, готовы ли они при этом реально отправиться за решетку?!.
"Второй Нюрнберг" для "Рустави 2"
Как и ожидалось, в еженедельных изданиях публикации активно вращались вокруг телекомпании "Рустави 2" и вердикта Страсбургского суда о возвращении ее прежнему владельцу – Кибару Халваши. "Игра окончена!" – злорадно пишет "Асавал-Дасавали (22-28.07), явно имея в виду не только телеканал, но и все "Национальное движение".
Фактически это было партийное телевидение, - соглашается в "Квирис палита" эксперт Мамука Арешидзе (22-28.07) и при этом подчеркивает: - нельзя одновременно служить "маяком демократии" и целиком представлять интересы одной партии. Что, кстати, косвенно подтвердил своим решением и Страсбург. "Асвал-Дасавали" даже готова по политическому значению приравнять его к Нюрнбергскому процессу. Конечно, это лишь метафора, в которой прорывается возмущение, скопившееся у значительной части грузинской общественности.
Хотя было бы нелепо отрицать – вердикт Европейского суда по правам человека действительно способствовал кардинальным переменам по части баланса политических сил в Грузии и общего климата в стране. Решение Страсбурга обжалованию не подлежит, - разъясняет в "Резонанси" (04.07) председатель парламента Арчил Талаквадзе. Тем не менее, бывший гендиректор "Рустави 2" Ника Гварамия продолжает вводить общественность в заблуждение.
Скандально известный ведущий "Рустави 2" Габуния сохранит работу >>
Судя по тому, что радикально настроенная часть сотрудников телекомпании стремится любой ценой сохранить за собой привилегию неприкосновенности, организация альтернативного вещания на 3-м канале, о котором также упоминает пресса, находится под большим вопросом. Это требует огромных средств ("Асавал-Дасавли"), в то же время политолог Игорь Квеселава, например, не видит у канала перспектив, способных привлечь инвесторов.
Да и в самом коллективе, судя по тону некоторых высказываний, нет полного единодушия. Телеведущий Тенго Гоготишвили в интервью "Квирис палитра" признал, что пока процесс смены руководства "идет вполне цивилизованно, и никто бойкота не объявлял". Не исключено, творческим сотрудникам партийный диктат не по душе, хотя они не говорят об этом вслух.
Сам Кибар Халваши обещал не вмешиваться в редакционную политику. Он даже предложил дать возглавить компанию европейскому или американскому медиаменеджеру ("Резонанси", 23.07). Впрочем, в коллективе эта идея не нашла поддержки, косвенно подтвердив, что "партийной" журналистикой движут и управляют отнюдь не творческие мотивы.
Когда недвижимость становится недвижимой
"Страсбургский суд сделал то, чего "Грузинская мечта" не могла добиться 7 лет!" - с упреком пишет "Асавал Дасавали". Хотя, собственно, так и должен строиться демократический процесс. Проявив выдержку, правящая партия, или, говоря напрямую, лидер партии сумел не просто выиграть судебный процесс, но и записать важные политические очки, не позволив в глазах граждан полностью ассоциировать "Мечту" с "Нацдвижением".
Суд сбросил с канала маску, - пишет в "Ахали таоба" (22.07) лидер "Движения за спасение Грузии" Мириан Мирианашвили. "Национальное движение" надо запретить по закону - поддерживает это мнение в "Ахали таоба" (23.07) лидер "Свободной Грузии" Каха Кукава. - Наци являются замаскированными антиевропейцами.
Упрямство, с которым националы в условиях сложного экономического положения страны продолжают гнуть деструктивную линию, лишь еще больше отталкивает от них население. "Резонанси" (23.07) пишет об ущербе, который за месяц понесла в результате акций протестов только туристическая сфера. Убытки гостиниц и гидов составили 70%, а организованный туризм упал на все 100%! Тем временем, радикалы резко осудили правительственную инициативу по субсидированию транзитных рейсов из России с целью поддержки отрасли.
Премьер Грузии назвал опрос IRI политическим анекдотом >>
Такая тактика, имеющая мало общего с конструктивной оппозицией, удобно смягчает в глазах граждан ответственность правящей партии за сложившуюся ситуацию в целом. Имеется в виду ожидаемое подорожание общественного транспорта, катастрофическое обесценивание лари, проблемы новой пенсионной системы, от которой уже официально отказались 63% участников, имевших право добровольного выхода ("Резонанси" 24 и 25.07) и т.д.
Недвижимость в Грузии действительно стала недвижимой, - пишет газета (26.07). И, к сожалению, в эту формулу вписывается сегодня вся грузинская экономика.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции