Бывший министр внутренних дел Грузии Георгий Гахария с этой недели приступил к работе в новом качестве – премьера страны.
При желании факт этот можно, конечно, подать и в ином свете (нам, согласитесь, не привыкать): в результате требования оппозиции министр Георгий Гахария наконец-то ушел с поста главы МВД. Но это, если бы он, как хотели некоторые, отправился домой, а не пошел в премьеры, чего многие как раз-таки отчаянно не желали. Возможно, даже опасались…
Кто-то склонен именовать стиль Гахария методом "твердой руки". Несомненно, воспринимается грозно, но суть ведь не в названии. Суть в том, что разболтавшиеся в последнее время пружины государственного механизма действительно требуют профилактики и подтяжки. С демократией, свободой и гласностью это абсолютно никак не связано.
Вроде бы порядка в стране хотят все?
Правящая партия, выдвинувшая кандидатуру Гахария (и фактически утвердившая, поскольку оппозиция в большинстве своем в знак протеста зал заседаний покинула), уверенно заявляет: назначение премьера было заказом общества.
Радикальная оппозиция не менее безапелляционно и категорично утверждает совершенно обратное.
Возьму на себя смелость в качестве одного из членов общества признать, что, с одной стороны, не считаю правильным предоставлять министру льготы, а, тем более, выгораживать его в ситуации, связанной с разгоном митинга в ночь 20-21 июня.
Однако точно так же я не готов идти на поводу у эмоциональных обвинений, особенно в обстоятельствах, когда дело касается вопросов общественного порядка и безопасности.
У меня уже давно есть ощущение: на фоне реально существующих в стране острейших проблем все эти политические "перформансы" давно себя изжили как форма, независимо от лозунгов.
Стычка протестующих с полицией в Тбилиси после утверждения Гахария премьером - видео >>>
Я почему-то каждый раз вспоминаю стилизованную караульную будку и ряженых караульных на Руставели у входа в Минюст, которых выставил там наш тогда будущий экс-президент, только-только назначенный министром. Стиль, который слишком часто себя выдает.
Карнавальная калька, перенесенная с процветающего общества на наше, подчас вызывает иронию и недоумение. И гораздо хуже, если иногда оборачивается настоящей трагедией. Вот и отара грязных овец, символически выведенных на поредевший проспект, прежде всего, демонстрирует неуважение к институту власти, кто бы во главе нее ни стоял.
Люди меняются, власть меняется, а неуважение к государственным институтам закрепляется в общественном сознании.
Мы не раз становились свидетелями того, как в обществе вызревает и вспыхивает стихийный протест. Такие бурные проявления социальных эмоций нельзя недооценивать, и с ними следует считаться. Однако если протест спланирован и даже объявлены конкретные сроки – это уже, простите, не стихия.
Известно, какая отчаянная конкуренция идет в стране за право и претензию называться "третьей силой". К сожалению, именно "называться", а не "быть". Между тем, общество наше давно научилось тонко раскодировать даже самые замысловатые политические сценарии.
И если вдуматься, реально стать сегодня в Грузии "третьей силой" предельно просто. Достаточно лишь начать на деле ответственно и честно представлять интересы пусть даже не всего нашего общества, а хотя бы отдельных представительных его слоев.
Наше общество достаточно просвещено и критично, чтобы осознать – ему требуется порядок.
Мы сознательно этого порядка хотим. Но, наученные горьким опытом его наведения, подсознательно чего-то боимся.