Великий Товстоногов: женщина не могла разбить его сердце — оно принадлежало театру

Сегодня, 28 сентября, исполнилось 104 года со дня рождения культового театрального режиссера и педагога, выдающегося уроженца Тбилиси и талантливого мастера своего дела – Георгия Александровича Товстоногова
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Он возвел саму сущность театра на новую степень, разрушив прежние мифы и мнимые установки. Ввел новое слово, которое до него не звучало на театральное сцене, и донельзя сблизил актера со зрителем. Так в чем же "товстоноговская харизма" – в стержне, в удивительном даре, характере или судьбе, рассказывает колумнист Sputnik Грузия Анастасия Шрайбер.

Просто Гога

Его называли просто Гогой. В нем был мощный ген мужества, интеллигентности, бескрайнего таланта. Страстный волшебник невысокого роста, с необычайным обаятельным тембром голоса. Товстоногов абсолютно не терпел фальши как в жизни, так и на сцене, и по сути был создателем первой советской фабрики звезд.

Он создал свою реальность театра, на его спектакли ходили, потому что они были фантастичны по мастерству, идее и зрелищности. Товстоногов был вне конкуренции. Именно при нем русский драматический театр был рожден как таковой. 

Великий Товстоногов: женщина не могла разбить его сердце — оно принадлежало театру

"О каких чувствах может идти разговор, когда в действиях нет логики?", "Ничего не объясняйте зрителю, действуйте", "Вы должны почувствовать разницу между: рассуждать на эту тему и жить этой темой", "Ваши задачи не доведены до страстности", "Надо все доводить до конфликта. Не рассуждайте, а злите партнера, уничтожайте, оскорбляйте" — эти и многие другие фразы Георгия Товстоногова отпечатались в памяти его многочисленных учеников.

"Много лет прошло с тех пор, но я часто думаю и никак не могу понять, почему для того, чтобы освоить на практике эти в общем-то простые истины, понадобились годы, десятилетия? Сейчас, вчитываясь в свои старые студенческие записи, я вижу: выстраивая со студентами будущий спектакль, Товстоногов учил предельно активно проникать в психологию героев, отгадывать их желания, выстраивать действия. Я помню, что только над первой фразой Татьяны ("Взошла Луна…") он работал с исполнительницей много дней подряд. Ничего подобного в то время не было в практике наших театров. Там больше занимались страстями. Часто можно было слышать на репетициях крик режиссера: "Перестаньте заниматься психологией, это вам не МХАТ!" И потому репетиции Товстоногова нас поражали", - вспоминал в своей книге "Режиссер уходит из театра" ученик Товстоногова, известный грузинский театральный режиссер Михаил Туманишвили.

Великий Товстоногов: женщина не могла разбить его сердце — оно принадлежало театру

"Театр — это добровольная диктатура"

Мало кто знает, что Георгий Александрович Товстоногов начинал как актер, а потом был ассистентом режиссера в Русском ТЮЗе родного Тбилиси. Это было начало 30-х годов прошлого века.

В обнимку с Товстоноговым: правдивая, но невероятная история

В 1938 году Товстоногов окончил ГИТИС, где учился у Андрея Лобанова и Алексея Попова. И в 1938-1946 годах он уже режиссер Тбилисского русского драматического театра имени А. С. Грибоедова. Первой его постановкой стала драма "Дети Ванюшина" Сергея Найденова в 1938 году. После этого последовали "Кремлевские куранты" Николая Погодина (1940), "Парень из нашего города" Константина Симонова (1941), "Школа злословия" Ричарда Шеридана (1942), "Ленушка" Леонида Леонова (1943) и многие другие постановки.

В конце 40-х годов Георгий Товстоногов начинает работать в Центральном детском театре в Москве и других театрах российской столицы, а также в Русском драматическом театре в Алма-Ате. А с 1949 года судьба занесла Георгия Товстоногова в Ленинград, где он был главным режиссером Ленинградского театра имени Ленинского комсомола. 

Великий Товстоногов: женщина не могла разбить его сердце — оно принадлежало театру

Потом же в его жизни произошел ключевой момент – в 1956 году Товстоногова пригласили на должность главного режиссера Ленинградского академического Большого драматического театра (БДТ) имени М. Горького (с 1992 года - имени Г. А. Товстоногова). 

С приходом Товстоногова в театре начались увольнения и зачистки: он сразу уволил почти 2/3 труппы. Про него заговорили, что режиссер в своей творческой деятельности и в воспитании труппы исповедовал недемократический принцип: "Театр - это добровольная диктатура". 

Великий Товстоногов: женщина не могла разбить его сердце — оно принадлежало театру

С Товстоноговым было трудно и легко одновременно. Но он стал режиссером, определивший пути развития театра во второй половине XX века. Позже 30-летний период руководства БДТ Товстоноговым назовут "золотой эпохой", а сам театр "эстетическим оазисом для ленинградской интеллигенции".

Открыв новый сезон в 1956 году, режиссер выпустил три премьеры — "Шестой этаж" Альфред Жери, "Безымянную звезду" Михаила Себастьяна и "Когда цветет акация" Николая Винникова, ставшие визитной карточкой нового БДТ. 

Великий Товстоногов: женщина не могла разбить его сердце — оно принадлежало театру

31 декабря 1957 года на сцене театра был поставлен спектакль "Идиот" Федора Достоевского, где князя Мышкина сыграл начинающий актер Иннокентий Смоктуновский. Постановка стала одним из крупнейших событий советского театрального искусства.

Среди самых популярных его постановок 1960-х годов были "Варвары" и "Мещане" Максима Горького, в 1970-е годы режиссер поставил спектакли "Ханума" Авксентия Цагарели и "История лошади", поставленная совместно с Марком Розовским, по "Холстомеру" Льва Толстого, где главную роль сыграл Евгений Лебедев. 12 октября 1987 года Товстоногов представил спектакль "На дне" Максима Горького, которому было суждено стать его последней премьерой. Пьеса, о постановке которой он мечтал многие годы, представляла собой трагедию о расплате за человеческое безверие.

Великий Товстоногов: женщина не могла разбить его сердце — оно принадлежало театру

Высшие силы позаботились о нем до конца

Георгий Товстоногов всегда был в непрерывном поиске. Не прощал профессионального и никакого другого предательства, денно и нощно искал на сцене и в жизни "правду, а не правденку". 

Он пользовался завидной популярностью в женском обществе и в его жизни было немало женщин. Первой женой Георгия Товстоногова была грузинская актриса Саломе Канчели, которая ушла от него через два года после свадьбы. И оставила ему двоих сыновей - Александра и Николая. Второй супругой Товстоногова была актриса Театра имени Ленсовета Инна Кондратьева. Говорили, что муж-режиссер и жена-актриса - это не их история. Так что и этот брак также закончился разводом. Третья жена, гражданская, актриса Тамара Котикова была его бывшей студенткой. Придя в его жизнь, она не пришла в его театр. Наверное, поэтому они прожили семь счастливых лет. Но Котикова говорила про Товстоногова, что женщина не может разбить его сердце – потому что оно полностью принадлежит театру.

Великий Товстоногов: женщина не могла разбить его сердце — оно принадлежало театру

При всем этом Товстоногов был невероятно одинок. Впрочем, как любой гений. Он как будто всю жизнь хранил какую-то горькую тайну…

Темур Чхеидзе: актеров Товстоногова вы ни с кем не спутаете

Один из самых близких людей Товстоногова на свете, его родная сестра Нателла, говорила, что единственное, от чего Георгий Александрович никогда не уставал – это театр. Со всеми его нервами, страстями, взлетами и падениями. Он действительно не мог без театра дышать, не мог, не умел и не хотел даже пробовать.

"У него была невероятная наблюдательность, - рассказывала Нателла Александровна в одном из интервью. - Когда что-то происходило, у него часто появлялся отсутствующий взгляд, и возникало ощущение, что он ничего не слышит и не замечает. А на самом деле - все, до мелочей, до тончайших нюансов…", - вспоминала о режиссере театральный критик Наталья Старосельская.

Великий Товстоногов: женщина не могла разбить его сердце — оно принадлежало театру

Говорили, что смерть Георгию Товстоногову за рулем автомобиля предсказала цыганка, или он сам себе такой конец предсказал. 

"Товстоногов хотел умереть, как артист Бабочкин, в машине. Говорил так. И это было ему даровано. Успел подрулить к тротуару и притормозить. С такою же подробною точностью, какою он владел на сцене. Высшие силы позаботились о нем до конца", - писал о Товстоногове Алексей Волошин в книге "Записки нетрезвого человека".

Великий Товстоногов: женщина не могла разбить его сердце — оно принадлежало театру

Георгия Товстоногова нет уже 30 лет – целое поколение. Но это именно тот случай, когда и через сто лет театральный мир все еще будет его понимать, чувствовать и верить ему.