Метехское плато – один из старейших районов Тбилиси. Его название, по одной из версий, связано с именем Вахтанга Горгасали.
Вахтангу Горгасали было 15 лет, когда он пошел в поход на Северный Кавказ. Решающее сражение состоялось на реке Терек с гуннами и их союзниками - осетинами. В соответствии с существовавшим в то время правилом, перед боем был поединок богатырей, в котором участвовал и юный грузинский царь. Вахтанг легко победил вражеских исполинов, а затем в единоборство захотел включиться осетин Бакатар, под тяжестью которого даже земля содрогалась.
Единственное, чего Бакатар боялся – чтобы грузинский царь не одолел его в реке, потому не решался перейти через разлившийся Терек. Тогда Вахтанг поклялся ему, что до тех пор, пока не перейдет реку, в бой не вступит. Бакатар ему поверил и вошел в воду, а Горгасали тут же поразил его копьем…
Прошло время, и Горгасали приступил к строительству Тбилиси. По его приказу, вблизи нынешнего Метехского храма возвели церковь. Видимо, из-за нарушенной клятвы его мучила совесть, и он хотел этим искупить вину. Место назвали Метехи, что является сокращенной вариацией слов великого царя - "Я нарушил клятву" (гатехва – на грузинском означает "нарушение").
Сын Вахтанга Горгасали - тот, кто достроил Тбилиси и возвел Анчисхати >>>
Возведенную Вахтангом Горгасали церковь, предположительно, в 628 году разрушили хазары. Позднее ее снова восстановили, но во время набега Хорезмшаха Джалал-ад-Дина она снова была разрушена. На этом месте в конце тринадцатого века Деметрэ Второй вознамерился построить новую церковь имени Божьей Матери. Однако в царской казне достаточной суммы не оказалось. Поэтому царь занял деньги у своего же визиря Садуна Манкабердели и воплотил идею.
В Грузии в период покровительства русского царя (с 1801 года) Метехский храм утратил религиозную функцию – был переделан в военный барак. В 1819 году цитадель храма была разобрана, и ее заменили новым сооружением, которое выполняло функцию тюрьмы до 1933 года.
После установления в Грузии Советской власти метехская тюрьма была упразднена, заключенных перевели в ортачальскую тюрьму, а здание в 1933 году передали Национальной художественной галерее для размещения старых экспонатов, в основном, полотен, выполненных европейскими живописцами.
Позднее, по приказу Лаврентия Берия, здание было разрушено, музейные экспонаты "перебрали" и то, что для большевиков оказалось неприемлемым (в основном, живописные полотна "буржуазных художников"), предали огню, а остальные перенесли в другое место.
Позднее, когда в связи с 750-летним юбилеем Шота Руставели было решено установить ему памятник, юбилейная комиссия, которой руководил тогдашний первый секретарь ЦК Компартии Грузии Лаврентий Берия, местом размещения памятника определила Метехское плато.
Соответственно, посчитали необходимым разрушить Метехский храм. Этому варварству помешали грузинские патриоты. Писатель Михаил Джавахишвили, историк и искусствовед Георгий Чубинашвили, великий маэстро Сандро Ахметели и художник Дмитрий Шеварднадзе пришли к Берия и категорически потребовали не трогать церковь. Глава советской Грузии тщетно пытался убедить визитеров, что "разрушением пережитка прошлого делается колоссальное дело", но делегация была непреклонна.
Оказывается, Лаврентий Берия не мог скрыть негодования. Оставшемуся на разговор с глазу на глаз художнику Шеварднадзе он даже сказал, что заставит их разрушить Метехи своими руками.
Было ясно, что секретарь ЦК не собирался отступать. Поэтому вышедшие из кабинета Берия отправили письма в Кремль и спасти Метехский храм попросили непосредственно Сталина.
Это принесло результаты. Видимо, в "великом вожде" проснулся дух бывшего духовного семинариста, и великолепный храм был спасен от взрыва. Однако от гнева Берия не удалось спастись Дмитрию Шеварднадзе, Михаилу Джавахишвили и Сандро Ахметели, которых коммунисты арестовали и расстреляли как врагов народа.