Когда царскому слову нужен нотариус, или Грузины, ставшие жертвой нарушенной клятвы

Нищета, жестокость, времена царей и народов... Историк Вано Сулори рассказывает о самых громких мятежах и поступках как правителей Грузии, так и ее сердца - простых людей
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Царь Теймураз позабыл об обещании, данном арагвинцам, и замыслил ввести для свободолюбивых горцев налоги и барщину, но…

Ошибочно мнение, якобы грузины редко выражали недовольство по поводу нищеты и никогда не боролись лишь по социальным причинам. Просто наши цари и сами жили скромно, и считались с положением крестьян – налоги были приближены к реальности.

Факты из истории Грузинской церкви: от пинка царю до нарушенного поста >>>

И если кого-то "путала нечистая", и он позволял себе лишнее, то крестьяне тут же брались за оружие, чтобы защитить собственные права и социальное положение. Отголоском именно невыносимых социальных условий было большое восстание, начавшееся в Картли в 1742 году.

Дело было так

Правитель Ирана Надир-шах собрался завоевать Дагестан. С одной стороны, это было позитивным явлением в жизни нашей страны, поскольку разгул лезгин опустошил Кахети и Картли, и кахетинский царь Теймураз Второй и царевич Ираклий поддержали этот поход. Они справедливо посчитали, что после покорения Дагестана в Грузии прекратятся творимые лезгинами бесчинства. Однако, к несчастью, расходы на этот большой поход легли на плечи народа – питание большой персидской орды целиком вменили нашей стране. Дополнительные налоги вызвали большое недовольство населения.

Как персидский царевич стал великим имеретинским царем: история Мириана

Надир-шах у Картли, вместо возложенных 1800 тонн зерновых, отобрал 9 тысяч тонн. Но и этим не стал довольствоваться и для пропитания двинувшейся на Дагестан рати потребовал дополнительно 6 тысяч тонн.

Между тем на населении и без того грузом лежали различные оброки кызылбашей. Новые налоги еще больше утяжелили и без того бедственное положение жителей Картли и Кахети. И вместе с остальными уже взбунтовалось также все Арагвинское ущелье. Причиной недовольства, наряду с возросшими налогами, стала и жестокость князей. Взялись за оружие и обнищавшие дворяне – они также были недовольны жадностью и жестокостью арагвинского князя.

Как обычные грузинские крестьяне стали дворянами - дар царя Свимона Первого >>>

В 1742 году восставшие решили взять в плен и убить арагвинского князя Бежана Эристави. Но на помощь последнему пришел Гиви Амилахвари с войском. Мятеж был подавлен, главарей заперли в темницу, а Амина Кобиашвили, руководившего восстанием, казнили.

В июне 1743 года угнетаемое жесточайшим феодалом и вконец обнищавшее от непосильных налогов население княжества снова восстало. Мятеж охватил низинные села, ущелья и горные поселения. Главарями восстания были Папа Гудушаури, Гиви и Зарибег Надибаидзе, Тетиа Гелдашвили и еще 15 крестьян.

Красивые легенды Грузии: истории ястреба царицы Тамар, изменницы и несчастных влюбленных

Восставшие убили Бежана Эристави и его двоюродного брата Отию, напали на семьи Гиви Амилахвари и Беана Эристави, которые скрывались в Мтиулети, завладели большим количеством различного имущества. Не тронули только женщин.

Картли осталось без царя, и Арагвинское ущелье было в распоряжении реального правителя - Гиви Амилахвари. Поэтому мятежники призвали Теймураза – царя Кахов, и попросили взять их под свое покровительство. Теймураз сразу же прибыл на место и обещал арагвинцам помощь.

В частности, пообещал, что они не будут наказаны за восстание и сохранится только учрежденный, в соответствии с обычаями, налог. Взамен попросил покорности. Потом отобрал у главарей мятежа заложников и назначил в княжестве своих чиновников. Для горянина царскому слову нотариус не требовался, и арагвинцы, говоря образно, сложили сабли в ножны.

Пусть сдадутся живыми или мертвыми

Воевавший против персов Гиви Амилахвари, вместо того чтобы объединить вокруг себя арагвинцев в борьбе против общего врага – Надир-шаха, послал к ним человека и передал угрозу. Дескать, те, кто причастен к предательству меня и Бежана Эристави, или пусть сдадутся живыми, или мертвыми. А если не выполнят мой приказ, сделаю все, что мне будет под силу, не разбираясь, кто прав, а кто виноват – никого не пощажу. У меня, мол, наготове 12 тысяч воинов, и я такое с вами сделаю, чего еще никто никогда не делал.

В сердце Петербурга нашли захоронения грузинских царей: что будет с могилами великих? >>>

Но арагвинцы ни во что не поставили угрозу Амилахвари, а реальный правитель Картли не решился идти в поход на ущелье. Тем временем восставший против иранцев Амилахвари потерпел поражение в ачабедском сражении, и в 1744 году шах признал Теймураза Второго царем Картли, а царевича Ираклия – царем Кахети. Амилахвари же отослали в Испахан, где он формально принял мусульманство, назвался шахом-Кули-ханом и стал начальником иранской гвардии, а впоследствии даже – правителем провинций Мазандаран и Гулистан.

Прошло два года, и в 1746 году горское население восстало теперь уже против Теймураза. После того как избавились от Гиви Амилахвари, у царя были развязаны руки, он забыл данное арагвинцам обещание и замыслил изымать у свободолюбивых горцев налоги и барщину.

Факты из истории Грузинской церкви: от пинка царю до нарушенного поста

Но население Ксанского, Арагвинского и Трусского ущелий не впустило царских чиновников и снова взялось за оружие. Это восстание возглавили убийцы Бежана Эристави. Вместе с крестьянами Ксанского ущелья, мохевцами, пшав-хевсурами, гудамакарцами, воевали и осетины. Теймураз вызвал из Кахети своего сына Ираклия, чтобы общими силами подавить мятеж. Теймураз со своим войском вошел в Ксанское княжество и встал у Ванати. Двинулся и Ираклий с войском кахов и пшавов. Передний флаг возглавил командир тушинцев Джимшер.

Первое столкновение произошло с осетинами. "Погнались за бежавшими осетинами, загнали их в башни, которые взяли в окружение... Атаковали их, и все башни, которые были взяты, спалили".

Затем кахетинцы и тушинцы продолжили поход и так же поступили с ксанскими и арагвинскими горцами. Восстание было погашено. Ираклий подошел к Ананури, взял в плен главарей мятежа и убийц Бежана Эристави и выколол им глаза, а их жен и детей выселил в Кахети.

Потомки грузинских царей Багратиони не поделили Porsche Cayenne >>>

Это масштабное восстание крестьян закончилось их поражением. Иначе и быть не могло, поскольку в противостоянии с Ираклием лезгины, османы и персы не раз ломали себе шею. И неудивительно, что мятежные горцы ничего не добились.