Правительству Грузии предстоит решить вопрос с инвестором порта Анаклия

Правительству Грузии предстоит принять сложное решение - оставить ли "Консорциум развития Анаклия" инвестором проекта века - строительства первого глубоководного порта в стране
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ТБИЛИСИ, 8 янв — Sputnik. Правительство Грузии примет решение по поводу соглашения с "Консорциумом развития Анаклия" о строительстве первого в стране глубоководного порта на заседании в четверг, заявила журналистам министр регионального развития и инфраструктуры Майя Цкитишвили.

"Консорциум развития Анаклия" в декабре в седьмой раз не смог выполнить обязательства и предоставить правительству документацию о кредитных соглашениях с банками.

Арчвадзе: порт в Анаклия будет построен с участием Консорциума или без него >>

Речь идет о закрытии финансовой сделки, предусматривающей получение 400 миллионов долларов от международных финансовых институтов – EBRD, EIB, OPIC и NDB. Они требуют выполнения определенных условий, самым главным из которых является требование к государству застраховать ту разницу, которой не хватит Консорциуму для погашения кредита по графику. По условиям, правительство должно дать эти средства Консорциуму, а тот, в свою очередь, должен выплатить банкам.

С этим условием категорически не согласны власти Грузии, и они не собираются идти на уступки в этом вопросе. Из-за этого закрытие финансовой сделки сорвалось.

"Завтра у нас заседание правительства, и в рамках заседания мы планируем рассмотреть и этот вопрос. После завершения заседания мы детально сообщим, будут ли продолжены отношения с "Консорциумом развития Анаклия", - заявила Цкитишвили.

Решение о строительстве глубоководного порта в Анаклия было принято властями Грузии для увеличения транзитного потенциала страны и для подключения к проекту "Нового Шелкового пути", который должен соединить Восток и Запад.

В Грузии сейчас работают два порта – в Батуми и Поти, при этом основной грузопоток на сегодняшний день проходит через Поти. Минусом этого порта является его глубина – на сегодняшний день порт не способен принимать корабли вместимостью более 1,5 тысячи контейнеров. По проекту порт Анаклия уже после завершения первой фазы должен принимать корабли вместимостью 10 тысяч контейнеров.

Лагазидзе: проект строительства порта Анаклия под угрозой

Изначально государство планировало передать строительство порта полностью в руки частного сектора и объявило тендер с этими условиями. Победителем стал "Консорциум развития порта Анаклия", который основали TBC Holding и американская компания Conti International LLC, создав компанию Anaklia Holding JSC. Именно участие американской компании было обязательным условием государства.

Однако, еще до подписания соглашения, государство прошло на уступки и увеличило сроки строительства порта с семи до девяти фаз, и государственный "Партнерский фонд" выделил Консорциуму кредит на 22 года в размере 100 миллионов долларов, который компания получит после того, как найдет финансирование для строительства первой фазы порта из девяти.

"Консорциум развития Анаклия" снова не уложился в срок – что дальше?

Первая фаза строительства предполагает строительство порта для грузовых судов, терминал для контейнеров, волнорез и двор для интермодальных железнодорожных перевозок. По расчетам "Консорциума", на это необходимо 600 миллионов долларов.

С момента подписания соглашения до октября 2018 года в соглашение между государством и "Консорциумом развития Анаклия" было внесено более 40 изменений, практически все изменения касались продления сроков, в том числе начала работ по строительству, выбора оператора порта и поиска финансирования. При этом с "Консорциума" списали штраф в размере 11 миллионов долларов.

Строительство нового порта началось в декабре 2017 года, а в июле 2018 года начали работы по углублению дна до 16 метров. Однако, на этом все и остановилось. На данный момент строительство порта остановлено.

Общая стоимость проекта 2,5 миллиарда долларов США.