В предвкушении "решительного боя": что собирается делать оппозиция Грузии?

В фокусе последних номеров газет – три острые темы: скандальные письма американских конгрессменов, разразившийся конфликт Теи Цулукиани с Нино Ломджария, ну и, конечно, анонсированная на 4 февраля масштабная акция оппозиции
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Окажется ли протестная волна достаточно внушительной после столь долгой паузы? Предсказать вряд ли кто возьмется. Вслед за "гавриловской ночью" оппозиция не раз грозилась дать властям решающее сражение, но все откладывала его из-за отсутствия массового заряда. Причинно-следственные мотивы в отношении конгрессменов и Цулукиани тоже варьируются в довольно широком диапазоне. Так что, издания предпочли не перегибать и оставить пути для отхода.

Министр-долгожитель и ее загадочный статус

В преддверии новой волны протеста очередной жертвой обвинений и претензий стала министр юстиции Тея Цулукиани. Скорее всего, следующей в очереди после Гахария и Каладзе она оказалась неслучайно. Почему Цулукиани сотрудничает с криминалом? - утверждает, и одновременно задает вопрос "Ахали таоба" (22.01.), плавно переводя стрелки на всю правящую партию. Ведь она единственный министр, сохраняющий свой пост с момента прихода "Грузинской мечты" к власти.

Цулукиани рассказала, когда уйдет с поста министра юстиции Грузии

Некоторых комментаторов такое постоянство наводит на мысль об особом месте главы Минюста в структурах власти. То ли она одна из не бросающихся в глаза мощных опор правящей команды, то ли располагает действенным компроматом на всех ее членов?! Примечательно, что мотивом атаки на этот раз стала борьба за справедливость, в центре которой очутились не обычные граждане, а заключенные.

В ежегодном отчете омбудсмен Нино Ломджария достаточно резко раскритиковала всесильного министра. Тезисно: в тюрьмах возрождена "криминальная иерархия"; права заключенных, не имеющих прямого отношения к преступному миру, ущемляются, над ними поставлены так называемые "смотрящие" ("Ахали таоба", 22.01.) и т. д. Цулукиани такого рода обвинения, похоже, вывели из равновесия. Она потребовала конкретики, но при этом назвала проделанную работу "псевдомониторингом" ("Сакартвелос Республика", 23.01.). То есть, выразила недовольство не столько даже критикой, сколько позицией народного защитника в целом.

Но и это не все. На заседании парламентского комитета, где обсуждался вопрос, Цулукиани объявила, что намеревается покинуть кресло министра ("Резонанси", 22.01.). Вкупе с озвученной ранее журналистам фразой премьера Георгия Гахария: "Дождитесь финальной серии" - это, по мнению газеты, подтверждает, что изменения в правительстве будут. Правда, масштаб и сроки по-прежнему остаются на уровне версий и гаданий на кофейной гуще.

Видеонаблюдение в тюрьмах Грузии: народный защитник пожаловалась на министра юстиции >>>

Политолог Рамаз Сакварелидзе вообще допускает, что уход Цулукиани может быть связан исключительно с личными планами. А профессор Гия Нодия напоминает, что она и раньше распускала и поощряла слухи о своем уходе (22.01.). Что же, подобные отвлекающие маневры вполне способны дезориентировать оппонентов. Ну кому, спрашивается, интересны министр или премьер, отставку которых власть легко может объяснить не уступкой, а собственным решением?!

Все равно уже не поспеть

Склонность некоторых оппозиционных лидеров ставить авторство идей выше политического единства наглядно проявилась в последние дни. Слова председателя "Национального движения" Григола Вашадзе о том, что якобы он является инициатором проведения пропорциональных выборов, возмутило многих представителей объединенной оппозиции. Тамар Черголеишвили даже открыто назвала его в социальной сети нехорошим словом ("Сакартвелос Республика", 24.01.).

Оппозиция вновь выходит на улицу: пикеты в Тбилиси возобновятся с 4 февраля

Впрочем, не менее одиозно воспринимается и другая крайность. "30 лет вся нация, многие ее поколения бьются за пропорциональные выборы!" - цитирует "Ахали таоба" (24.01.) гражданского активиста Гигу Махарашвили. Пафоса много. Если бы еще в качестве подтверждения граждане массово приходили на акции с соответствующими требованиями.

Разговор о том, что оппозиция объединится, всегда был блефом, - подчеркивает политолог Вахтанг Дзабирадзе ("Сакартвелос Республика", 24.01.). А лидер движения "За социальную справедливость" Мамука Тускадзе считает блефом и само продолжение торгов по системе выборов. Он приводит конкретные расчеты, свидетельствующие о том, что даже придя к обоюдному согласию, успеть до октября соблюсти все предусмотренные законом процедуры уже не удастся…

"Запад нам поможет"

Не потому ли на политическом ристалище все большую актуальность приобретает эта популярная фраза двух выдающихся сатириков? Только без тени юмора. Особый упор перед акцией 4 февраля сделан на двух скандальных письмах американских конгрессменов, где они остро критикуют существующее в стране положение вещей.

Покинет ли пост Гахария, о чем Каладзе договорился с оппозицией и другие версии

Грузия отворачивается от прямых иностранных инвестиций, американские и европейские компании испытывают на себе давление, - цитирует "Ахали таоба" (23.01.). "Я озабочен отходом Грузии от демократических ценностей", - отдельно возмущается Марквейн Малин (20.01.). Сумеет ли один конгрессмен установить санкции для Грузии? – задает провокационный вопрос "Резонанси" (23.01.).

В то время, как "Сакартвелос Республика" (23.01.) идет дальше и публикует суть претензий к американской нефтяной компании "Фронтера", работающей в Грузии еще с 90-х. Именно на нее ссылается Малин в открытом письме на имя Георгия Гахария. Так вот, по утверждению газеты, "Фронтера" пытается избежать выплат в грузинский бюджет в счет покрытия налоговой задолженности, накопившейся за долгие годы неудовлетворительной работы.

Каковы бы ни были налоговые тонкости, лежащие в основе спора, вопрос этот никак не назовешь политическим. Вдобавок, премьер Гахария выразил готовность обсудить все неувязки, сдержанно намекнув на то, что для стратегических партнеров письма являются далеко не лучшей формой общения ("Ахали таоба", 24.01.).

Судьба порта в Анаклия и черный список оппозиции – что ждет Грузию в ближайшее время

Оппозиция активно ссылается и на критику властей, исходящую от европейских структур. Аналитик Заал Анджапаридзе объясняет ее тем, что противная сторона якобы действовала лучше, сумев убедить европейских депутатов ("Резонанси", 22.01.). Убедить-то сумела, но по поводу дальновидности – дело спорное. Не все здесь так однозначно.

Отдельные европейские политики, похоже, весьма своеобразно выбирают тон для рекомендаций. Оппозиция берет их на вооружение, не задумываясь о том, что это может привести к обратному эффекту. "Ахали таоба" (22.01.) подробно цитирует члена Европарламента Анрюса Кубилюса. Там проскальзывают фразы типа "ваши руководители мне пообещали", "я по-прежнему жду, когда наступит результат". Тональность, согласитесь, не совсем адекватна демократическим стандартам волеизъявления и уважительного отношения к дружественной стране…

Впрочем, зачем гадать? До 4 февраля осталось совсем немного...