Грузинская мечта и грезы оппозиции: кто и как претендует на власть в Грузии

В качестве главной интриги минувшей недели пресса анонсировала намеченное на 4 февраля массовое блокирование силами объединенной оппозиции здания грузинского парламента, однако акценты пришлось сместить
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Поначалу никто сценарий менять, конечно, не собирался. "Новая волна акций протеста – план оппозиции и угрозы власти" - "Резонанси" дала этот броский заголовок утром 4-го. И в тему при этом не попала. Трагедия в Багдати, где при пожаре погибли женщины и дети, стала шоком для всей страны. Накануне ночью оппозиционные лидеры приняли решение отменить акцию вокруг парламента ("Ахали таоба", 05.02), а внутри депутаты открыли весеннюю сессию минутой молчания.

Редкий случай, когда оппозиция и власть оказались солидарны друг с другом…

Проценты на кофейной гуще

Впрочем, законы политической борьбы не терпят долгих пауз. Трудно сказать, в какой мере отсрочка отразилась на запланированной акции, но "коридор позора" у входа в парламент выглядел на следующий день не особенно внушительно. Масштаб пикетирования, а точнее, малочисленность его участников, судя по всему, настроили правящую команду на весьма оптимистический лад. Исполнительный секретарь партии Ираклий Кобахидзе тут же заявил, что "Грузинская мечта" рассчитывает получить на выборах 60% голосов ("Резонанси", 06.02). А его коллега по партии Анри Оханашвили даже объявил о начале политической панихиды по "Нацдвижению" (07.02).

Сроки поджимают: власти Грузии должны договориться с оппозицией до марта

Оппозиции в этой ситуации не осталось ничего другого, как компенсировать отсутствие массированной поддержки агрессивной обороной. "Мечта" не выдержит такого политического давления и к выборам придет опустошенной, - предрекает лидер меньшинства, национал Роман Гоциридзе. Политический уровень "Грузинской мечты" опустился ниже дна, - продолжает эту мысль Шота Малашхия ("Ахали таоба", 05.02).

Оппоненты уверены или делают вид, будто уверены, что правящей партии не удастся набрать на выборах больше 20% голосов. Хотя журналист и медиамагнат Мамука Гамкрелидзе выражает сомнение, что позиции у власти в ходе протестов так уж сильно пошатнулись ("Ахали таоба", 06.02). Многие эксперты вообще полагают, что говорить о процентах в настоящий момент преждевременно, а неадекватные прогнозы объясняют идеологической рекламой. "Если б "Мечта" сказала, что она наберет 40%, это выглядело бы так, будто она опустила руки", - согласен политолог Вахтанг Дзабирадзе ("Ахали таоба", 06.02). Добавив, что оппозиции следовало бы проявлять осторожность.

"Ресурс есть" - власти Грузии хотят договориться с оппозицией >>

Между тем, произвольное обращение с процентами - это, прежде всего, неуважение к избирателям и попытка ими манипулировать. А неадекватный разброс цифр – свидетельство неумения или нежелание противостоящих сторон трезво смотреть на процессы и грамотно их оценивать. В результате чего большая часть граждан испытывает одни разочарования…

Самые непрогнозируемые выборы

Аналитик Заал Андроникашвили предостерегает: оппозиция напрасно пытается мобилизовать народ идеей пропорциональных выборов ("Резонанси", 06.02). "Становится все более очевидно, что власть систему выборов менять не станет", - согласен с ним один из лидеров Консервативной партии Бидзина Гуджабидзе ("Ахали таоба", 04.02). Консерватор вообще считает, что борьба объединенной оппозиции деструктивна, так как не подкреплена навыками и желанием честной политической борьбы. "Они жаждут лишь реванша, а реванш не состоится".

Все против одного: грузинская оппозиция выдвинет единых кандидатов на выборах

По словам гражданского активиста Гиги Макарашвили, оппозиция будет по-прежнему требовать пропорциональных выборов ("Ахали таоба", 05.02). Однако в силу ряда обстоятельств требование это, судя по всему, уже не столь категорично. Остается в силе и компромиссное предложение правящей партии "100/50", вместо "77/73" – то есть, сокращение мажоритарных депутатов при росте представительства избранников от партий. Оппозиция схему, вроде бы, отвергла, однако, по мнению "Резонанси" (07.02), оказалась в политическом тупике и пока не решила, как действовать.

Дело в том, что прецедент может стать достаточным основанием для отказа от пропорциональной системы и на выборах 2024 года. Согласится ли "Мечта" на разовое применение этой схемы? Ответ не так однозначен, как может показаться. Если все партии выйдут на выборы независимо, это резко принизит роль "Наццдвижения", считает депутат Гига Букия ("Ахали таоба", 04.02). С другой стороны, в случае выдвижения оппозицией единого депутата, мажоритарии, по мнению политолога Рамаза Сакварелидзе, могут стать головной болью для "Мечты" (07.02). Для некоторых это шанс, считает Сакварелидзе, поскольку в Грузии вообще не любят политические партии. Еще бы, - язвительно добавляет эксперт Вахтанг Салуквадзе (07.02), - политики даже названия для них выбирают, словно номер мобильного телефона!..

Власть ждет оппозицию: когда пройдут переговоры по выборам в Грузии >>

Вдобавок, через пару недель выйдет на свободу, отбыв срок, бывший "хребет" режима националов Вано Мерабишвили. И пока отсутствует даже намек на то, чем он займется. ("Резонанси", 05.02). Одним словом, трудно не согласиться все с тем же Вахтангом Дзабирадзе: это будут самые непрогнозируемые выборы ("Ахали таоба", 06.02).

Ставка не меньше, чем жизнь

"Командирование председателя парламента в США – полный кретинизм!" - пишет в "Ахали таоба" (03.02) один из оппозиционеров Гигла Барамидзе. "Талаквадзе поедет в Америку, и ему там надерут уши", - злорадствует Роман Гоциридзе ("Резонанси", 06.02). Оппозиция не скрывает, что делает ставку на поддержку извне. Причем, в данном случае неважно – с севера или с Запада.

Политический камнепад перед выборами: почему конгрессмены США пишут премьеру Грузии

Сторонники прозападного курса, прежде всего "Национальное движение", откровенно рассчитывает на свое традиционное лобби в США и Европе. Письма американских конгрессменов с критикой грузинского руководства явно придали партии больше уверенности в себе. Именно этим, скорее всего, объясняется язвительный тон оценки визита председателя парламента в Америку. Считается, что полетит он туда с целью оправдаться.

Однако, - задает вопрос "Резонанси" (04.02), - воспринимает ли столь же насмешливо визиты в Вашингтон грузинская общественность? Ведь от них в значительной степени зависит завтрашний день страны. "Эти американские конгрессмены хотят снова привести к руководству Грузией своих сукиных сынов", - пишет в "Асавал-Дасавали" (03-09.02) эксперт Майя Николеишвили. А руководство "Мечты" и ее лидер, подозревающие, что за недовольством могут крыться и иные мотивы, подошли к делу прагматично, возобновив контракт с лоббистской компанией Chartwell Strategy Group и дав понять, что готовы на определенный компромисс.

Параллельно правящая команда сделала упор на европейские структуры и, похоже, не ошиблись. В ответ на жалобу оппозиции по поводу методологии выборов пришло заключение: "Международные стандарты не предписывают выбор избирательных систем". Причем, если от посланий конгрессменов американские власти, можно сказать, формально открестились, то европейский документ подписывает официальная структура – Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека.

США – Грузия: почему забеспокоился Конгресс >>

"Оппозиция должна понимать, что всех проблем Запад нам не решит", - дает мудрый совет в "Ахали таоба" (07.02) политолог Торнике Шарашенидзе.

Добавим – и не только оппозиция. Ведь если делать ставку исключительно на посредников и опекунов, мечта о грузинской мечте может так для всех нас мечтой и остаться…