Около 30 оппозиционных партий заявили, что переходят в режим уличной политики, и анонсировали большую акцию протеста 4 апреля, обещав "порадовать" власть до этого мелкими выступлениями и акциями в регионах.
В то же время, они начали диалог по новой стратегии поведения на выборах: забыть про старые распри и договориться об объединении.
Что же произошло
В понедельник Верховный суд неожиданно для всех без устного слушания вынес обвинительный приговор экс-мэру Тбилиси и одному из лидеров парламентской оппозиционной партии "Европейская Грузия – движение за свободу" Гиги Угулава по делу о деньгах "Фонда развития Тбилиси".
Сам факт обвинительного приговора Угулава никого бы не удивил, так суды первой и второй инстанции в 2018 году посчитали его виновным по этому делу в превышении служебных полномочий и приговорили 1 году 3 месяцам тюрьмы.
Сидеть по этому делу бывшему мэру не пришлось, так как этот срок поглотил его прошлый приговор, который он отсидел.
Сюрпризом для Угулава и оппозиции стало то, что три судьи Верховного суда, среди которых был и бывший Генпрокурор Грузии Шалва Тадумадзе, переквалифицировали обвинения для экс-мэра Тбилиси в соответствии с требованием прокуратуры и приговорили его по статье растрата, присудив три года и два месяца лишения свободы, что стало поводом для отправки Угулава в тюрьму.
У оппозиции и неправительственных организаций сразу возникло подозрение, что пересмотр дела Верховным судом спустя год и два месяца после решения суда второй инстанции является политическим заказом власти, тем более с учетом, что до парламентских выборов осталось всего восемь месяцев, а партия Угулава является третьей партией в Грузии по симпатиям общества и играет не последнюю роль в объединении оппозиции.
Исходя из своих подозрений, оппозиция пошла на радикальный шаг и прекратила диалог с представителями власти по поводу выборов.
Нелегкое бремя власти
Переговоры по предстоящим парламентским выборам, как и проведение выборов по согласованной со всеми системе являются главным условием международных партнеров Грузии.
Сейчас, когда оппозиция отказалась от переговоров из-за ареста Угулава, представители правящей партии "Грузинская мечта - демократическая Грузия" решили обвинить оппозицию в срыве диалога.
"Вчера они ожидали, что действия Угулава будут переквалифицированы как "растрата", и пытались создать иллюзию у международных партнеров и грузинского общества, что готовы на компромисс…Очень жаль, что когда речь идет об ответственности, на консенсус идет только власть", - сказал один из лидеров правящей партии Мамука Мдинарадзе.
А вот другой лидер "Грузинской мечты" увидел в действиях грузинской оппозиции влияние кого-то извне.
"Мы сели за стол переговоров, но они получили указания направить свои действия на переворот и революцию. Оппозиция искала повод как-то сорвать переговоры. Мы не раз слышали от них деструктивные заявления. Они делали все, чтобы использовать любую ситуацию как повод для срыва", - сказал глава юридического комитета парламента Грузии Анри Оханашвили.
В то же время он отметил, что от срыва переговоров пострадают власти.
Планы оппозиции
В условиях изменившихся реалий оппозиционные партии готовят новый план действий.
"Мы переходим на новый план. Новый план заключается в следующем: работа днем и ночью с обществом, народом, международным сообществом в районах, в городах, в селах, абсолютно везде. Мы собираемся 4 апреля в четыре часа на Руставели, где объявим о нашем сотрудничестве на выборах и план действий", - сказал один из спикеров оппозиции, лидер партии "Новая Грузия" Георгий Вашадзе.
В то же время другой лидер "Европейской Грузии" Гига Бокерия отметил, что оппозиция уже начала переговоры о единых кандидатах в одномандатных округах Тбилиси.
Единые кандидаты в 73 одномандатных округах были запасным планом оппозиции на случай провала переговоров, о котором ее лидеры заговорили еще в начале февраля.
Есть ли перспективы протеста
Политолог Нана Девдариани уверена, что оппозиция использует арест Угулава для борьбы с властью.
"Массовые волнения навряд ли будут из-за ареста Угулава… Оппозиция на то и оппозиция, чтобы использовать любой повод. И, конечно, этот повод существует, и он будет использован", - заявила Sputnik Грузия Девдариани.
А вот политолог Рамаз Сакварелидзе назвал действия оппозиции нерациональными.
"В эмоциональном плане да, но в рациональном - я не очень понимаю, почему они прерывают переговоры в связи с решением ареста Угулава. Если для них жизненно важно победить на выборах и для этого они хотели приблизить систему выборов к выигрышному для них варианту, то при чем тут тема Угулава. Мне кажется, что они потеряли оптимизм в этом вопросе, и им было легче найти причину и выйти из этих переговоров", – сказал Сакварелидзе в интервью Sputnik Грузия.
После провала избирательной реформы в Грузии, которая подразумевала переход со смешанной системы на пропорциональную, страну охватили акции протеста. Тогда оппозиция предложила провести парламентские выборы 2020 года по смешанной системе, но в условиях многомандатных округов. По этой системе партия сможет получить столько мест в парламенте, сколько ей полагается по пропорциональным выборам. Это так называемая "немецкая модель".
В декабре правящая партия заговорила о готовности пойти на уступки – рассмотреть целесообразность избрания 73 из 150 депутатов парламента не в одномандатных, а в многомандатных округах.