Несколько удивила на этом фоне и без того всегда сдержанная "Квирис палитра" (10-16.02). В духе старых времен (это и не упрек, и не похвала) она целых пять полос отвела "человеческому фактору" лидеров партии "Лело". Включая трогательную историю восхождения на политический Олимп простого сельского парня Давида Усупашвили. Эдакий "семейный портрет в интерьере": сколько они с супругой, экс-министром Тиной Хидашели, заработали, на что потратили…
Вряд ли газете по силам слепить для кого-то убедительный имидж "третьей силы". Но угрозы, скандалы и перформансы всем поднадоели.
Завязка есть, что дальше – непонятно
Большинство изданий, тем не менее, предпочли проторенный путь. Главный упор в теряющем пульс конфликте оппозиции с властями был сделан на аресте одного из оппозиционных лидеров Гиги Угулава ("Ахали таоба", 11.02). Верховный суд признал экс-мэра Тбилиси виновным в конкретном преступлении – растрате 48 миллионов лари, однако дело тут же приобрело политический характер. Что, собственно, нетрудно было предугадать. То есть, во всем этом реально просматривается завязка какой-то интриги, только не особо пока понятно, какой.
Примечательно, что сам по себе криминальный эпизод никем не оспаривается. "Нельзя допускать, чтобы Бокерия был нам судьей, а Угулава выставляли героем", - цитирует "Резонанси" (14.02) Ию Метревели – мать Буты Робакидзе, ставшего жертвой прежнего режима. Отказался рассматривать дело Угулава под политическим ракурсом и эксперт Вахтанг Маисая (13.02), пояснив, что в США подобные преступления "белых воротничков" караются пожизненным заключением. Юрист Лия Мухашаврия (14.02) не считает Угулава ангелом, но возмущена другим: почему дело столько лет пролежало на полке.
Сам Гиги Угулава грозится, что продолжит борьбу из тюремной камеры ("Ахали таоба", 11.02), а объединенная оппозиция экономическую сторону ареста не затрагивает вообще. В ответ она прервала переговоры с властями по поводу изменения механизма выборов в парламент ("Ахали таоба", 11.02). В принципе, это дает ей возможность с приличной миной выбраться из самой же созданной ситуации. Власть же получила весомый повод обсуждение прекратить. И, вдобавок, переместить протест в сугубо эмоциональное русло – арест Угулава с требованием о пропорциональных выборах не связан по существу.
Кстати, четверо других высокопоставленных персон, которые должны были находиться сейчас подле экс-мэра, успели покинуть страну ("Ахали таоба, 14.02), и никто о них даже не вспомнил…
Краткое содержание следующей серии
Сюжет, конечно, условный, ибо интригующих поворотов много. Как и вопросов. Независимый депутат Давид Чичинадзе полагает, что действия власти подорвут ее ("Резонанси", 12.02). Но часть общества, утратившая надежду на обещанное восстановление справедливости, похоже, реагирует иначе. Коабитацию надо было закончить раньше, - утверждает член большинства Заза Папуашвили ("Резонанси", 12.02).
Признаки того, что данная сюжетная линия может быть продолжена, уже появились. В частности, прокуратура потребовала пересмотреть дело Ники Мелиа – одного из лидеров "Нацдвижения", лишенного депутатских полномочий ("Ахали таоба", 14.02). Правозащитник Шалва Хачапуридзе не исключает, что могут быть также арестованы лидер "Лело" Мамука Хазарадзе и гендиректор ТВ "Мтавари архи" Ника Гварамия (13.02). Следствие в отношении них ведется давно. "Мы ожидаем, что аресты продолжатся, и мы одержим полную победу", - предрекает национал Серги Капанадзе (12.02), не пытаясь скрыть провокационных расчетов.
Тем не менее, правящая команда, вернее направляющий ее основатель и лидер "Мечты" тоже показал, что умеет быть весьма расчетливым. 30 партий, каждой из которых требуется по закону не менее 1000 членов ("Ахали таоба", 11.02), на последнюю массовую акцию не сумели вывести много людей. Хотя ситуация динамичная. И если вопрос: изменит ли политический ландшафт возвращение в политику экс-президента Георгия Маргвелашвили ("Резонанси", 13.02), достаточно спорен, то выход на свободу бывшего главы МВД и премьера Вано Мерабишвили имеет совершенно иной вес. Хотя бы потому, что главный идеолог националов Михаил Саакашвили явно насторожился и начал заведомо нелестно высказываться в его адрес (11.02).
Полны загадок и внешнеполитические "пируэты" "Мечты". Был отклонен вариант заключения по Грузии, подготовленный для комитета Европарламента. Одной из весомых причин провала документа стал как раз арест Гиги Угулава (14.02).
Непослушного депутата Мелия вызвали в Главную прокуратуру Грузии >>
Зачем понадобилось выносить приговор за два дня до обсуждения в Страсбурге?!. И чем объяснить, что это было сделано сразу же после возвращения из США председателя парламента, где он объяснялся по поводу критики со стороны нескольких американских конгрессменов? И где, невзирая на публично выраженную поддержку, за закрытыми дверями, как уверен политолог Вахтанг Дзабирадзе, состоялся строгий разговор ("Квирис палитра").
Западные политики не могут не понимать, что блокированием документов и чрезмерной критикой они невольно отдаляют Грузию от европейских структур. Так что, сюжет нас ожидает, надо полагать, весьма интригующий, и в ближайшее время мы узнаем, какой…
Расклад или разлад в оппозиции
Почему Саакашвили начал играть независимо? – задает риторический вопрос обычно кулуарно информированная "Алиа" (10-16.02). Тема оказалась в центре внимания и других газет. Экс-президент намерен открыть в Тбилиси свой персональный политический центр, что может быть истолковано как создание им новой партии ("Резонанси", 10.02). И это еще одна многообещающая линия для разворачивающегося политического детектива.
Прежде всего, потому что она ведет к расчленению оппозиции. "Саакашвили заботится о повышении своей роли, что не способствует укреплению оппозиции", - цитирует "Ахали таоба" (11.02) профессора и политолога Гиви Нодия. Саакашвили старается не утратить влияния в "Национальном движении" и противостоит Бокерия, считает гражданский активист Ладо Садгобелашвили (10.02).
Создание новой партии почти наверняка приведет к расколу и в "Надвижении". Правда, лидер националов Григол Вашадзе не подтвердил слухи о том, что в ходе телефонного разговора у него произошел серьезный конфликт с Саакашвили. Однако журналистка Элисо Киладзе утверждает, что дело дошло до материщины ("Резонанси", 12.02).
Самое интересное, что при таком странном раскладе создание новой оппозиционной партии окажется на руку, прежде всего, "Грузинской мечте". И это еще раз подтверждает, что политика, как и захватывающий детективный сериал, строится на парадоксах.
Только в сериалах под конец все становится ясно и понятно.
А в политике – нет…