"Все творческие люди должны быть немного чокнутыми" - Георгий Шенгелая

Одно из последних интервью выдающегося мастера грузинского кино, режиссера, сценариста и актера Георгия Шенгелая, который ушел из жизни 17 февраля 2020 года
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Однажды, в день рождения Георгия Шенгелая я с ним встретилась. Он принял меня просто и скромно, будто старую знакомую, словно мы и раньше не раз говорили так открыто и искренне. После интервью я думала о том, что эта черта – удел людей, кто ради творчества отдается до конца и за этот труд ему щедро воздается любовью зрителя.

"Все творческие люди должны быть немного чокнутыми" - Георгий Шенгелая

- Наша беседа началась с юмора. Вы много шутите по поводу возраста. Как человеку творческому помогает юмор?

- У всех великих писателей, режиссеров всегда было и есть чувство юмора, есть и темперамент. Кто-то через юмор проявляет свое отношение, мировоззрение. К примеру, мой брат Эльдар. Я на жизнь смотрю более драматично.

На долгую память — пять лучших фильмов Георгия Шенгелая >>>

Однако вы, наверное, помните мои картины "Любви хотят все", "Мелодии Верийского квартала", где юмора достаточно. Без юмора нельзя, это – один из взглядов на жизнь, когда на нее смотришь несколько иронично. Вообще, наши люди живут с юмором. Он облегчает жизнь.

- Давайте коснемся вопроса различия театра и кино. Сегодня и в кино, и в театре режиссер – главная фигура.

- В отличие от спектакля, кино остается, а театр, по своей природе, творчество эфемерное. Это чудо – видеть в живую Нато Вачнадзе, Коста Каралашвили, Киру Андроникашвили, Серго Закариадзе. Хочу также сказать, что по своему содержанию, художественной ценности не все киноработы выдерживают время, многие умирают, а остаются лишь лучшие.

- Режиссер и театра, и кино должен быть хорошим организатором. Это часть профессии и, на мой взгляд, для овладения ею требуется специальная подготовка.

- Композитор, художник, литератор находятся в лучшем положении, нежели мы, поскольку имеют дело с бумагой или холстом. Мы же, так сказать, должны действовать в соответствии со сценарием. Возможно, герой у нас еще не сформировался, потому что не можешь найти актера или еще не найдено соответствующее место и так далее. Это очень трудная и утомительная профессия…

"Все творческие люди должны быть немного чокнутыми" - Георгий Шенгелая

Я, в первую очередь, организатор. Режиссер театра – тоже, но он в лучшем положении, потому что может, не успев сделать чего-то на репетиции сегодня, сделать это завтра. Мы же бегаем на съемки и за секунду должны зафиксировать все: какая погода, откуда восходит солнце… Очень напряженная работа и сложная с физической точки зрения.

"Все творческие люди должны быть немного чокнутыми" - Георгий Шенгелая

Все творческие люди должны быть (говоря термином моего брата) немного чокнутыми. Такова вторая сторона, которая обуславливает нашу профессию. Если ты не чокнутый, если своей фантазией не показываешь мир по-новому, ты не будешь интересен для зрителя, читателя, слушателя.

- Вы будто в двух направлениях рассматриваете творчество.

- Возможно, для зрителя важен какой-то мой конкретный фильм. Но для меня, как создателя, все фильмы одинаковы, во все картины я равномерно вкладываю эмоции, знания, талант, если можно так сказать… Я из семьи кинематографистов. И для меня это, прежде всего, профессия. К примеру, я очень свободно смотрю на авторское кино, потому что моим последующим фильмом, возможно, будет т. н. демократический фильм.

"Все творческие люди должны быть немного чокнутыми" - Георгий Шенгелая

Некоторые мои друзья-снобы говорят, что у Георгия Шенгелая два потока: один – серьезный (как "Пиросмани", "Путешествие молодого композитора") и второй – несерьезный ("Мелодии Верийсккого квартала" и другие). По поводу этого мне смешно, потому что для меня все фильмы так же серьезны, как "Пиросмани". У меня есть и хороший зритель, он не разделяет мои фильмы, потому что для него это "фильмы Георгия Шенгелая".

"Все творческие люди должны быть немного чокнутыми" - Георгий Шенгелая

- Что вам придает импульс к съемкам фильма? Откуда и как он идет?

- У каждого фильма, каждого произведения, каждого стихотворения, поэмы есть жизненный прецедент. В жизни художника что-то к чему-то всегда подталкивает... Например, в школе мы все изучали стихотворение Важа-Пшавела, написанное им на смерть своей жены. В нем смерть не упоминается, но поэта подтолкнул жизненный факт. У всех моих фильмов есть свой контекст. В тот момент меня что-то волновало… Взять хотя бы "Пиросмани", который не только об этом художнике, он о человеческой жизни.

Этот фильм я мог сделать в любое время, в любом контексте, в советский период или в период беспорядков. Но у некоторых фильмов импульса из жизни больше. К примеру, "Путешествие молодого композитора", который я снял в то время, когда в Грузии назревал кризис. О тоталитарной стране прекрасный роман написал Отар Чхеидзе. И в нем описывалась как раз та напряженность, в которой я находился, находился и господин Отар, и все наше общество.

Для меня наиболее ценен фильм, который после окончания просмотра остается в зрителе. Вы о нем думаете, испытываете эмоции – это признак того, что произведение хорошее!

- Как вы думаете, в каком фильме вы этого достигли?

- В "Любви хотят все". Вроде бы простой сюжет, но когда показывают по телевидению, и фильм заканчивается, в тот же момент мне звонят зрители, а значит – удовольствие продолжается.

Вообще жизнь – не суета, она для меня – изящный, цветущий сад.