Власть и оппозиция в Грузии предприняли совместные усилия по преодолению внутриполитического кризиса и переводу нынешней де-факто предпарламентской кампании в цивилизованное русло. В результате пятого по счету раунда переговоров между правящей партией и представителями двадцати оппозиционных объединений было достигнуто соглашение.
В чем его суть? И почему оно важно не только в контексте грузинской внутренней динамики, но и кавказской региональной повестки дня?
Неполная пропорциональность
Пафос подписанного документа состоит в том, что грузинский политический класс, вне зависимости от партийной принадлежности, должен сосредоточиться на проведении честных и конкурентных парламентских выборов. Однако помимо общих деклараций соглашение предполагает и конкретные процедурные решения. И они касаются поправок к Основному закону страны.
Для понимания их важности отмотаем пленку на отметку "лето 2019 года". В результате волны антиправительственных массовых протестов правящая партия согласилась пойти навстречу своим оппонентам и принять пакет конституционных поправок о проведении главной кампании четырехлетия – парламентской – исключительно по пропорциональной системе. Однако впоследствии "Грузинская мечта" провалила принятие изменений Конституции. Этим она настроила против себя практически весь партийно-политический спектр страны.
Резоны оппонентов власти, выдвинувших в ноябре 2019 года лозунг "все против одного (таковым по умолчанию считался Бидзина Иванишвили), были понятны. В случае отказа от любых элементов мажоритарной системы, где фаворитами становились бы не столько общественные деятели, сколько "крепкие хозяйственники", партийные выдвиженцы получали бы больше шансов превратиться в депутатов. И не исключено, что в участников правительственной коалиции, то есть министров или вице-премьеров.
США – Грузия: почему забеспокоился Конгресс >>>
Чем не устраивала оппозицию имеющаяся избирательная система? До сей поры в Грузии выборы в парламент проходили по смешанной системе. Из 150 мандатов 77 распределялись по партийным спискам, а еще 73 - по мажоритарным округам. Избиратели получали в день голосования два бюллетеня. При такой системе, как считали лидеры оппозиции, у власти больше возможностей для манипуляции общественным мнением и использования пресловутого административного ресурса.
Что изменится, если соглашения от 8 марта 2020 года будут реализованы на практике? Произойдет существенная реконфигурация приобретения мандатов. Парламентские выборы должны будут пройти по преимущественно пропорциональной системе. Так, по партспискам будут избраны 120 депутатов, тогда как только 30 определятся по мажоритарной системе.
Власти пошли на существенные уступки, соглашаясь на значительное расширение пропорциональной части будущего депутатского корпуса. Однако партия, которая победит в кампании, но не преодолеет рубеж в 40%, не сможет сформировать правительство.
Все это открывает возможности для прохождения в парламент малочисленных объединений и преодоления уже привычной двухцветной картинки грузинских выборов, когда "Грузинская мечта" борется либо с Михаилом Саакашвили, либо с "коллективным Мишей", то есть силами, представленными его соратниками и сторонниками.
Американский демиург грузинской политики
Наверное, на этом можно было бы завершить обзор достигнутого соглашения, если бы не несколько принципиально важных нюансов, выходящих за рамки исключительно внутригрузинской повестки.
Можно сколько угодно воздавать комплименты представителям проправительственной партии и оппозиции за мудрость и готовность к взаимным уступкам ради сохранения политической стабильности в стране, но нельзя не видеть очевидного. Мартовский компромисс стал возможным при решающем вкладе американского посольства и лично дипломатического представителя Вашингтона в Тбилиси Келли Дегнан. Символично, что само подписание соглашения о внесении поправок к Конституции состоялось не где-нибудь, а в посольской резиденции.
Несмотря на то, что Грузия является стратегическим союзником США на Кавказе и в целом на постсоветском пространстве, в этой стране не было американского посла в период с весны 2018 по декабрь 2019 года. Келли Дегнан оформила свое назначение в канун новогодних торжеств, а принесла присягу уже в начале 2020 года. За ее плечами работа в Турции, Италии, на Балканах. Дегнан энергично взялась за дело налаживания диалога между грузинской властью и оппозицией. Впрочем, в этом она была не одна. Эпистолярная кампания, открытая американскими конгрессменами и сенаторами, также внесла ощутимый вклад во внутренние расклады в Грузии.
Соглашение достигнуто – власти и оппозиция Грузии пришли к компромиссу >>>
Вся эта публичная и неофициальная дипломатическая деятельность показала значительную зависимость грузинского политического класса от позиции Вашингтона. И власти, и оппозиционеры (за редким исключением) апеллировали к американскому арбитражу. К мнению США обращались как к авторитету те, кто по другим вопросам вряд ли нашли бы общий язык.
Свой вклад в достижение компромисса внес и дипломатический представитель ЕС Карл Харцел. Но говоря языком режиссеров и актеров, он сыграл в этом спектакле роль второго плана. Келли Дегнан же стала примой. Без ее модерации, скорее всего, "Грузинская мечта" не пошла бы на довольно серьезные уступки. Очевидно, что Вашингтон не хочет усиления внутригрузинской конфронтации, полагая, что в этом случае главным бенефициаром станет Москва. Насколько это мнение обоснованно, отдельный дискуссионный вопрос. Но гипотетическую победу "евроскептиков", будь то Нино Бурджанадзе или Давид Тархан-Моурави, США рассматривают как вызов для своих интересов.
Не "мечтатели" и не Мишико
Как бы ни сжималось сегодня международное влияние США, а американцы понимают: любой провал в регионах и странах, рассматриваемых ими как сфера "особых интересов", будет бить по их внешнеполитическому рейтингу в целом. Отсюда и пристальное внимание к положению дел в далекой "Джорджии", которая не является одним из штатов американского Юга.
Вашингтон не хочет укрепления монополии "Грузинской мечты" и Бидзины Иванишвили. Сегодня миллиардера не видят в качестве "российского агента" или сторонника внешнеполитического "ревизионизма", который отказался бы от евро-атлантической стратегии. Однако сосредоточение всех ключевых властных ресурсов в его руках видится как потенциальная возможность для превращения его в более самостоятельную фигуру. Вашингтон же предпочел бы ограничить пространство для маневра любому лидеру Грузии.
Но в то же самое время Штаты опасаются и обвала "мечтателей", а также возможной реинкарнации Саакашвили. В свое время многие американские политики были довольны его уходом и появлением более предсказуемых людей в грузинской власти. "Реставрацию Мишико" Вашингтон воспринимает с опаской во многом по тем же причинам, что одностороннее укрепление Иванишвили. В таком сценарии видится угроза внутренней стабильности. И потому американская дипломатия предпочитает контролировать ситуацию и управлять кризисом, хеджируя политические риски.
Впрочем, и Келли Дегнан - не волшебница. С ее помощью был выработан некий компромисс. Но реализовывать его предстоит не ей и не ее советникам, а грузинским властям и оппозиционерам. С учетом всех личностных и общеполитических противоречий между ними. Взять хотя бы интерпретацию такого понятия, как "политзаключенный".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции