И надо же было группе китайских медиков задать первой партии заразившихся вопрос – вы курите или нет? Результаты всех поразили.
Обратите внимание на таблицу номер один. Опрашивались 1099 первых заразившихся в Ухане и Гуанчжоу, по большей части опрос был стандартный – насчет их возраста, пола и, как уже сказано, курят они или нет. По сути это даже не опрос как таковой, просто любой поступающий в больницу заполняет стандартную бумажку – анамнез. Вот эти бумажки и обработали.
Первое, что выяснил тогда мир насчет нравов и привычек вируса – что он почти не затрагивает детей, зато любит зрелый возраст. А именно, почти половине пациентов было более 65 лет. И эту особенность вируса заметили, учли, она помогает в лечении. Никто тех китайских данных не оспаривает. Они сегодня лишь подтверждаются.
Кстати, и смертность от коронавируса выше тоже в пенсионном возрасте. Но это ведь и так понятно. Не надо никаких особенных новых вирусов, чтобы пневмония – а она и есть главная неприятность в данном случае – протекала куда хуже у людей старшего возраста.
А вот теперь – насчет курения. Дословно так: никогда не курили – 85,4% заразившихся. Курят – 12,6%. Курили раньше – 1,9%.
И вот тут началось. Дело в том, что это ведь Китай. Это страна, где курит, по оценке Всемирной организации здравоохранения, "более половины" взрослого населения, а по прикидкам Всемирного банка – 48%. То есть у вируса вроде как равные шансы прицепиться как к тем, так и к другим. Однако, как видим, все не так.
Тут за дело взялись "недобрые люди", которые любят цифры и умеют с ними работать.
Для начала они, следуя логике борцов с курением, слепили вместе курящих и куривших раньше. Ведь нам объясняют, что даже если вы бросили, но раньше курили, то у вас проблемы со здоровьем, не так ли?
Потом учли процент курения в стране… В общем, итоговая формула у "недобрых людей" получилась такая: некурящие в 5,85 раза чаще заражаются коронавирусом, чем курящие и близкие им бросившие. Округляя, разница почти в шесть раз!
Это был шок. Этого не может и не должно быть. Но это так.
Что тут началось… Сначала, на полном серьезе, пошли предположения: курильщики хотя бы часть времени проводят на воздухе или вообще предпочитают работать дома. То есть они в частичном карантине. Или: а вот в Лондоне была эпидемия чумы (1665 год). И в городе работала зондеркоманда – убирала трупы и делала прочую опасную работу. Чтобы защититься, эти люди держали в зубах непрерывно дымившиеся короткие трубочки с табаком, и вы знаете – никакой тотальной смертности среди них не было, скорее даже наоборот… давайте поднимем статистику 17-го века?..
Коронавирус в Грузии: полный список ограничений и запретов / обновление на 15 марта >>
Однако тут в дело вступили профессиональные медики. Они – часть в основном британского сообщества по борьбе с курением, и эти люди не дают разгуляться энтузиастам – даже своим.
Для начала эти скептики сказали очевидное: вся эпидемия – не столько медицинская проблема, сколько случай массовой истерики, грамотно направляемой и раздуваемой. По соцсетям гуляют фальшивки любого рода, и та же самая ВОЗ уже заявила, что борьба с паникой и фальсификациями становится ключевым направлением работы по части коронавируса. А вы тут будете говорить, что надо курить короткие трубочки… Постыдитесь.
В общем, главная мысль профессиональных медиков была такова: ребята, вас с вашими результатами "в шесть раз" на серьезной дискуссии вынесут вперед ногами. Какие-то никому не известные китайские медики, которые просто обрабатывали первую статистику, всего-то около тысячи заболевших – да в серьезном споре это не аргумент!
Возможно. Но остается маленькая и грустная мысль: каким-то загадочным образом получается, что если вирус атакует прежде всего курильщиков, то эти данные считаются доброкачественными и активно тиражируются. А если все ровно наоборот, то тут надо проявлять выдержку, осторожность, заботиться о соблюдении процедур… Тихо обсуждать цифры и факты среди своих – можно, а на публику их вытаскивать нельзя, если не проверишь и не перепроверишь десять раз.
Но последнее, что сейчас волнует китайских медиков, – это участие в борьбе табачников и антитабачников. У них есть дела поважнее.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.