Нет, нет, вы не подумайте!.. Короновирусом я не болен. Точнее сказать, не инфицирован. Ведь болезнь официально именуется COVID-19, и вовсе не факт, что, даже подхватив вирус, вы ею заболеете. Но других заразить можете легко. Так что, решение самоизолироваться было продиктовано именно желанием не навредить.
Честно говоря, обидно, что в массе своей мы не гении. Замкнутое пространство, как ни что другое, стимулирует творческую мысль. Ньютону в карантине свалилось на голову яблоко, Шекспир создал "Короля Лира", Боккаччо – "Декамерон", застрявший в Болдино Пушкин написал "Маленькие трагедии". А в сталинских "шарашках" были заложены основы будущей "космической одиссеи".
В мире под ограничения и запреты попало уже больше двух с половиной миллиардов людей – почти треть планеты. Вообразите, какими бы могли оказаться масштабы всеобщего креатива! Правда, пока мы лишь констатируем, что не летают самолеты и не ходят поезда. А страны в ужасе отгородились друг от друга санитарными заслонами, напоминающими блокпосты в "горячих" точках.
Тем не менее, человечество на удивление легко подхватило призыв к солидарности. Мир сжался, стал един, как никогда. И это не просто фраза.
Внезапно обратился за помощью извне честолюбивый Иран. В Италию прилетели из-за океана кубинские врачи, здесь же развернули госпитали российские военные. А завуалированный экзотической дымкой и еще не до конца осмысленный и понятый Китай попытался заслонить от беды всех остальных. Что в этой повальной предосторожности первично – паника, профилактика, пандемия?! Или именно неосознанное стремление к всеобщему единству?
Процесс невольно наводит на ассоциации с эпохой великих географических открытий. Она была ознаменована не только прорывом в будущее, но и погружением Старого Света в ранее неведомую ему биосферу. Не случайно многие увязывают с этим охватившие Европу масштабные эпидемии. А сегодня, вдобавок, принципиально новые полюса, формулы и реалии формируются в геополитике, экономике, идеологии, общественной психологии.
Скажу откровенно, лично для меня добровольно-принудительная изоляция оказалась далеко не самой мрачной из форм расплаты. В конце концов, рядом оказались книги, до которых руки обычно не дотягивались. Освежая огрубевшую душу, ожили давно забытые чувства. Ну и, конечно же, его величество Интернет – уникальный посредник между нами и окружающим миром! Я никогда столько не общался с детьми и внуками. Не имея контакта реального, мы вдруг начали регулярно и тесно поддерживать виртуальную связь.
Иногда даже возникала мысль о том, что это не ведающее земных границ средство общения было заведомо ниспослано нам свыше на случай испытаний. Благо оптоволоконный кабель человеческие вирусы не переносит. Хотя в виртуальных сетях обитают свои. Не менее зловредные и опасные. В том числе подпитываемые нашей с вами неодолимой тягой к ужасам, сенсациям и пересудам. Вспомните, как часто мы их множим легким движением компьютерной "мыши". Словно коронавирус!
Собственно, разговор как раз об этом. Началось все, безусловно, не с Интернета, однако именно с него, как говорится, все пошло. Цифровые технологии на несколько геоконтинентальных скачков опередили сам вирус, которому все-таки требовался реальный контакт. И пока солидные организации разбирались, мир успел впасть в две крайности: благодушный транс и неуправляемую панику.
Обе модели поведения не сулят ничего хорошего, но уверенности, которая из них менее губительна, нет до сих пор. Помимо эпидемиологов, тут широкий выбор и у политиков, психологов, социологов, экономистов. Так, правительство Великобритании попыталось навязать гражданам доктрину "общенационального иммунитета". Дескать, чтобы победить коронавирус, переболеть надо всем. Супердержавы, не считая принявшего на себя первый удар Китая, похоже, согласились, сделав поначалу вид, будто ничего не происходит.
С таким общественно-политическим пофигизмом моему поколению приходилось сталкиваться неоднократно. О масштабах чернобыльской катастрофы мы смутно догадались лишь месяцы спустя. А что Грузия стала тогда в силу погодных обстоятельств одним из самых пострадавших регионов, многие не ведают и по сей день…
Интернет радикально переформатировал информационные кластеры. И скептически настроенные госчиновники не устояли перед взыгравшим общественным мнением. Ругать обычно легче, чем хвалить, но было бы черной неблагодарностью не отметить: грузинское руководство повело себя в этом вопросе твердо и последовательно. Приоритет безоговорочно был отдан медикам. И пока им удается сдерживать бесконтрольное распространение заразы.
Между прочим, посол Евросоюза Карл Харцель на днях недвусмысленно дал понять, что считает Грузию одним из самых безопасных мест. Однако ни страна, ни мир не могут вечно жить в лабораторной колбе. Важно научиться отграничивать реальные угрозы коронавируса от такого опасного общемирового феномена, как киберпсихоз!
Отдельные его проявления тесно связаны с местной спецификой. В ряде штатов последователи традиционного для американцев принципа "выживает сильнейший" бросились скупать огнестрельное оружие. В Нидерландах люди почему-то запасались впрок марихуаной. Запертые в квартирах итальянцы начали спонтанно петь на балконах.
Характерно, что у грузин в этих обстоятельствах проявилась поразительная взаимопомощь. Владельцы гостиниц бескорыстно предоставляют свои опустевшие отели тем, кого направили в карантин. Но рядом как показатель "крутости" были и попытки карантина избежать или, используя знакомства и связи, пристроиться поближе к столице.
Впрочем, важно другое – во всей в этой многонациональной киберпандемии прослеживается и нечто общее. Особенно когда люди в разных концах планеты вдруг одновременно кидаются расхватывать… туалетную бумагу! В техническом плане синхронную паническую реакцию объяснить нетрудно – информация в Интернете вмиг становится доступна всем. Однако с точки зрения социальной психологии этот феномен, безусловно, требует глубокого изучения.
И предотвращения. Хотя бы в силу того, что элементы психоза мешают объективно оценивать ситуацию. Как не поражаться, если в наше просвещенное XXI столетие отношение к коронавирусу часто мало чем отличается от ужаса перед прокаженными в мрачные средние века?! В результате, многие до последнего скрывают, что больны. Понадобились исключительные усилия, чтобы хоть частично этот комплекс одолеть. Известные персоны постоянно выступают с публичными признаниями, что инфицированы. Дают понять – болезнь не связана с социальными предрассудками, заболеть может и особа королевских кровей…
Заразившийся коронавирусом писатель Акунин-Чхартишвили успокоил из Англии широкую публику, заверив, что по выздоровлении непременно запишется в волонтеры. А подхвативший инфекцию британский премьер Борис Джонсон получил возможность на собственном примере продемонстрировать метод "общенационального иммунитета". Ну и заодно заработать политические очки.
Политика во всей этой истории стоит отнюдь не на последнем месте. Пусть цивилизованная Европа использует для обозначения нового коронавируса нейтральную аббревиатуру SARS-CoV-2 – президент Трамп упрямо называет его китайским. А Китай в ответ на официальном уровне обвиняет во всем американских военных. Подобное поведение оказалось, к сожалению, весьма заразительным.
В Зугдиди противники власти принялись бесплатно раздавать населению защитные маски. Дело даже не в том, насколько они эффективны. Акция привела к большому скоплению народа. И поставила объявившее чрезвычайное положение правительство в провокационную ситуацию. К счастью, основную массу грузинских граждан такая "забота" о людях возмутила. Даже неисправимый радикал Ника Мелия (а он из известной медицинской семьи) принес свои извинения.
Тем не менее, мир все еще стоит перед дилеммой – спастись от вируса, обрушив мировую экономику, или пустить все на самотек. Грузия избрала путь, рекомендованный ВОЗ: по возможности управлять процессом, а главное – излишне его не драматизировать!
"Вирус не является врагом людей номер один!" - подчеркнул Генеральный директор ВОЗ Тедрос Гебреиесус. То есть, будучи лицом компетентным, он образно намекнул, что у нас нет повода перестать радоваться жизни. Безусловно, следует проявлять осторожность, старательно мыть руки с мылом. Которые, заметим, вообще полезно часто мыть!
Но при этом надо понимать и то, что в преклонном возрасте, до которого в прошлые века люди попросту не доживали, роковыми могут стать и обычный грипп, ангина или перелом шейки бедра…
Так что дополнительная порция оптимизма никому не повредит. И, поверьте, с абсолютным большинством из нас ничего страшного не случится!