Грузины, оказывается, издревле были хорошими моряками. Наши предки сооружали быстрые и удобные суда и плавали на дальние расстояния. Это подтверждается историческими сведениями о Колхиде эпохи царя Ээта.
Кроме того, иностранные источники пишут также о высоком профессионализме лазских моряков и признают, что в пору могущества Византийской империи хорошими моряками считались лазы. Именно они доминировали во флоте трабзонского императора.
Однако потом грузины стали проявлять неслыханную безответственность в отношении морского дела. Ни во время Парнавазов, ни в пору Багратиони почти ничего не было сделано для создания военно-морского флота. Даже в "золотой век", на стыке XII-XIII веков, военного (не торгового) флота у Грузии не было. Возможно, кому-то это покажется парадоксальным, но факт остается фактом.
Единственный раз мы вывели, в военных целях, мелководные катера, да и это закончилось полным крахом.
В 1553 году Мамиа I Гуриели вместе с Мамиа III Дадиани пошли в поход на Джикети. В первый день в сражении победили грузины, однако вскоре союзники потерпели поражение, и поход закончился фиаско. В этом сражении Мамиа III Дадиани в результате предательства попал в плен к врагу и был убит. Также погиб сын Мамиа I Гуриели – Георгий, а сам князь, его братья и епископы попали в плен, и им пришлось платить за себя выкуп.
Почему было упразднено Мегрельское княжество: история упрямой царицы Дадиани >>>
Словом, врата Грузии – акватория Черного моря - на протяжении веков были "распахнуты" и не защищены. Трудно представить, как беспомощно мы выглядели, когда на морском горизонте появлялись корабли других государств, направлявшиеся к нам воевать или грабить.
Весной 1444 года в Батуми появились три боевых судна. Когда они приблизились к берегу, батумцы увидели, что на кораблях развевались христианские знамена. Вроде бы, повода для тревоги не было, однако неожиданно экипаж флотилии начал атаковать город…
Батуми входил в княжество Патано Гуриели. Поэтому последний быстро собрал войско и появился в городе. Но опоздал – неизвестные нападавшие разгромили город, вернулись на суда и уже плыли вдоль побережья в направлении Поти. К сожалению, у грузин не было своих судов, чтобы их преследовать. Поэтому Гуриели со своим войском последовал за ними по суше, в надежде на то, что корабли снова пристанут к берегу, и экипаж можно будет уже на суше взять в плен.
Так и произошло. Вражеские суда бросили якоря в том месте, где Риони соединяется с морем, и пираты направились к берегу. Поджидавший в засаде Гуриели внезапно напал на них и взял в плен. Грузины завладели и вражескими кораблями.
Грузинская медицина: мудрейший Заза Панаскертели и "триста шестой" врач >>>
Удивлению Гуриели не было предела, когда пиратами оказались французские крестоносцы. А их предводителем – адмирал герцога Бургундского Филиппа Доброго Жоффруа де Туази.
При допросе адмирала выяснилось, что герцог Бургундский Филипп Добрый в помощь государствам, объединившимся в борьбе против османов, послал пять боевых кораблей. Когда флотилия вошла в Черное море через Босфорский пролив, два из них взяли курс на Дунай, где были дислоцированы крестоносцы. Жоффруа же с тремя кораблями проследовал по южному побережью Черного моря, по пути взял и разграбил одну турецкую крепость, обошел Трабзон и направился прямо к Батуми.
В то время Батуми был одним из богатейших торговых городов. Торговые караваны Востока часто собирались именно здесь. В тот момент шамаханские купцы привезли в Батуми дорогие шелка, откуда этот дорогостоящий товар генуэзцы должны были вывезти в Европу. Однако бургундцы их опередили и завладели приготовленным для вывоза в Европу товаром, при этом разграбив и город.
Вот как передает французский летописец историю пленения и освобождения де Туази:
"В тот вечер пришел местный князь, по имени Патано Гуриели. На рассвете Жоффруа де Туази вышел на берег с 200 своими людьми. Еще не рассвело, когда он увидел этого князя с воинами, готовыми к бою. Поскольку катера находились далеко, бургундцы были вынуждены принять бой, поскольку пути к наступлению уже не было… Изначально этот вышеупомянутый князь и его войско потерпели поражение. А затем собрались и заново начали сражение… Жоффруа попал в плен, с ним обращались хорошо. В плену он находился весь май. Его освободили по ходатайству трабзонского императора".
За Жоффруа де Туази заступились влиятельные персоны. В переговоры с грузинами по поводу его освобождения вступил сам трабзонский император Иоанн IV. К делу подключились и высокопоставленные чины черноморских торговых факторий Генуи. Грузины заставили пирата дать обещание, что он никогда не нападет на Грузию, и только после этого освободили и вернули корабли.