Максим Рубченко, РИА Новости
Главная тема встречи — сокращение добычи нефти, чтобы сдержать падение цен, обрушившихся за несколько недель почти вдвое. Однако особых договоренностей ждать не стоит.
Арабская хитрость
Дскуссии будут острыми, хотя общее сокращение нефтедобычи уже согласовано: десять миллионов баррелей в сутки. Саудовская Аравия готова урезать собственное производство на три миллиона баррелей, а ОАЭ, Ираку и России предлагает по полтора миллиона.
На первый взгляд это вполне привлекательно для России: на уровне ведущих стран ОПЕК и вдвое меньше, чем у саудитов. Значит, наша доля на мировом нефтяном рынке не уменьшится.
Однако арабы подготовили Москве ловушку. Ведь отсчет ведется от текущего уровня добычи, а страны ОПЕК в апреле резко нарастили производство.
В частности, Саудовская Аравия — на 2,5 миллиона баррелей. Таким образом, обещанные Эр-Риядом три миллиона обернутся всего половиной миллиона.
ОАЭ увеличили добычу на миллион баррелей, Ирак — на 200 тысяч. А Россия сохранила мартовский уровень. В итоге Москве придется убрать из оборота полтора миллиона баррелей, больше любого партнера по ОПЕК+. И уступить картелю часть рынка.
В Москве это прекрасно понимают, поэтому главное условие России на сегодняшних переговорах — отсчет снижения от мартовских объемов добычи. Саудиты на это не согласны, и шансы на новое соглашение ОПЕК+ близки к нулю.
Доживем до пятницы
Выход из этого тупика все-таки есть. Участников ОПЕК+ больше всего пугает перспектива уступить рынок американцам, которые до сих пор только наращивали добычу.
Если бы США взяли на себя обязательство воздержаться от дальнейшей экспансии, все было бы гораздо проще. Однако Вашингтон не участвует в переговорах ОПЕК+.
Зато глава американского Минэнерго Дэнни Бруйетт примет участие в совещании министров энергетики стран "Большой двадцатки" завтра, 10 апреля. И вот там можно принять решения, способствующие стабилизации нефтяного рынка.
Вашингтон, правда, уже предупредил, что не вправе указывать частным нефтяным компаниям, сколько нефти им добывать. Как отметил Дональд Трамп, тут все определяют "предложение и спрос".
"Это происходит автоматически, — пояснил американский президент в понедельник. — Американские компании уже сокращают производство — и очень серьезно".
Действительно, во вторник ExxonMobil объявила об урезании капиталовложений на 30%, что понизит нефтедобычу в следующем году на 100-150 тысяч баррелей в сутки, в основном за счет сланцевых месторождений. Chevron собирается сократить инвестиции на 20%, в том числе отказывается от финансирования сланцевиков (им предполагалось направить два миллиарда долларов).
Не осталась в стороне и одна из крупнейших сланцевых компаний Continental Resources. "Глобальный спрос на нефть и нефтепродукты упал на 30% из-за COVID-19. Соответственно, мы снижаем добычу в апреле и мае на столько же", — сообщил исполнительный директор Билл Берри.
"Американская нефтяная промышленность начинает сокращения, на которых настаивают страны ОПЕК+, — написал в Twitter ведущий корреспондент по энергетике Bloomberg Жавье Блас . — Конечно, все объясняется влиянием низких цен на капитальные расходы. Но, очевидно, ОПЕК+ это вполне устроит".
В среду Управление энергетической информации США скорректировало прогноз добычи нефти в этом году: не 12,99, а 11,8 миллиона баррелей в сутки. Чудесным образом это снижение (около 1,2 миллиона баррелей) совпало с тем, на что пришлось бы пойти американцам в случае участия в ОПЕК+.
Если же и в пятницу договориться не удастся, рынок ждут сильнейшие потрясения.
"Мы считаем, что Brent в апреле упадет до десяти долларов за баррель и, вероятно, останется на этом уровне во втором квартале", — говорит вице-президент по энергетическим консультациям аналитической компании IHS Markit Виктор Шум.
Аналитики рейтингового агентства Fitch настроены еще пессимистичнее: по их прогнозам, цены на черное золото достигнут "однозначных минимумов".