Здесь я оставила себя. Маленькую, семилетнюю девочку, ожидающую троллейбуса под номером 14. На нем я обычно ездила в школу, которая находилась в районе Дидубе. Поэтому каждый раз, выходя на станции метро Марджанишвили и сворачивая в сторону площади Воронцова, я будто кого-то высматриваю на остановке.
Дворец Воронцова в Тифлисе – место пересечения имен и судеб >>>
Все надеюсь отыскать ее, девочку с ранцем. Предупредить о разочарованиях, которые постигнут ее в жизни, оградить от ошибок, которые она совершит, рассказать о будущих победах и поражениях. И о том, как все изменится в будущем.
Улица - генетический код
Даже место, на котором она топчется, прямо у остановки. К слову, большой тканевый магазин, что в здании на первом этаже, превратится через много лет в магазин корейской продукции. А на месте продуктового, в котором продается потрясающего вкуса арахисовая халва, откроется коммерческий банк. У входа же в банк повесят мемориальную доску с надписью о том, что в XIX веке на месте этого большого дома возвышалась лютеранская церковь.
В те времена этот район был заселен преимущественно немцами, переселившимися в Грузию в начале XIX века. А церковь, по-немецки кирхе, была построена по проекту архитектора немецкого происхождения Леопольда Бильфельда. Немцами же она была и разрушена. Не по собственной инициативе, конечно, а по распоряжению рулевых тех времен. Кирхе разбирали по кирпичам немецкие военнопленные в 1946-м году.
Одним словом, многое поменяется в будущем. А моя зависимость от этого района останется прежней. И это уже, как говорится, генетический код. Пройтись бы по любимому проспекту, заглянуть в каждый дом. Но до окончания карантина это лишь мечты вслух. До того счастливого момента, как вы помните, мы гуляем сугубо виртуально.
Итак, отправная точка метро Марджанишвили. По выходу со станции, сворачиваем направо и начинаем двигаться по направлению к парку Муштаид. Через минуты три оказываемся перед Домом рыбопромышленника Абазова, построенного в 1904 году.
Тайны дома Абазова
Дата окончания строительства указана на фасаде здания, прямо над балконом. Возможно, бизнесмен строил дом как частично доходный. Хотя, вполне вероятно, что собирался в нем жить только с семьей, без сдачи комнат постояльцам. Точных сведений на этот счет нет.
Для оформления здания был приглашен известный театральный художник Бенедикт Телингатер. По обеим сторонам парадной панно с изображением разных стран и материков. На одном из них отчетливо различается надпись "Австралия".
Неразгаданные тайны и сюрпризы старинного особняка на Агмашенебели >>>
Картины и настенные скульптуры в парадной были отреставрированы "Фондом развития Тбилиси" в рамках программы реставрации исторических подъездов. Остается загадкой, почему у специалистов не дошли руки до потолка. Старинные шпалеры местами сильно осыпались и входят в диссонанс с обновленными стенами.
На втором этаже глаз цепляется за красивые картины. Принадлежат они кисти уже другого художника, Де-Марцо.
И почему Телингатор привлек к работе еще и своего коллегу? Может быть, объем работы показался ему большим? Спустя пару лет Телингатор расписал дом братьев-табачников Сейлановых на улице Табидзе. Похоже, эти загадки останутся неразгаданными.
Идем дальше. Нам по дороге будет встречаться много примечательных и интересных домов. Но останавливаться мы будет, конечно же, не у каждого. Иначе нам придется двигаться черепашьими шагами. Ведь тут что ни дом, то история.
Штерновские особняки
А вот мимо этого дома пройти нельзя. Это собственный дом Пауля Штерна. Он построил его в 1893 году. Тут можно дать волю воображению и представить, что в большом доме Пауль поселился не один, а с братом. Можно в своих предположениях пойти еще дальше и представить, что на первом этаже у Штернов была мастерская или контора.
На проспекте Давида Агмашенебели домов, построенных Паулем Штерном, насчитывается четыре. Дом на углу Агмашенебели и Бакинской, особняк Гукасянов, который Штерн строил изначально для себя, собственный дом, на пересечении улиц Агмашенебелии и Кахидзе, в прошлом Крылова.
Кстати, между двумя последними домами можно найти некоторое сходство. И с дворцом принца Ольденбургского на улице Каргаретели, ныне это музей. Не так давно по просьбе потомков семьи Штернов, которые приезжали в Грузию, семейная переписка из личного архива семьи была передана именно в этот музей.
На первом этаже штерновского дома сегодня магазин тканей. Магазин старый, существует в этом доме еще со времен моего детства. Французские балконы, все как один, в форме замочных скважин. Сколько окон - столько скважин. Много их, одним словом. И практически в каждом из них в оформлении есть шестиконечная звезда.
Владельцам домов или авторам этих творений, в оформлении которых присутствует такая звезда, городская молва часто приписывает принадлежность к еврейскому этносу. Потому как соотносится с шестиконечной звездой Давида, которая изображена на флаге Израиля и считается еврейским символом. Между тем, шестиконечная звезда, так часто встречающаяся в фасадном оформлении домов, является всего лишь деталью псевдомавританского стиля в архитектуре.
"Аполло"
Наша следующая остановка у красивейшего кинотеатра Аполло. Кинотеатр "Аполло" был построен в 1909 году. Для работ по отделке здания первый владелец обратился к немецкому скульптору Карлу Вильсису и специалистам фирмы Рейш.
Но то ли взыскательный вкус владельца не был удовлетворен, то ли произошла какая-то размолвка, но оформлением занялись чешские скульпторы-отделочники - А. Новак и К. Соучек. Говорят, владелец кинотеатра забраковал оформление второго этажа. Отсюда в оформлении здания смешение стилей. К слову, в зрительном зале лепка выполнена в стиле модерн, в вестибюле первого этажа - в стиле ампир, в вестибюле второго этажа – полная эклектика.
Внутренние работы были завершены в 1914-м. Позже, по сведениям известного тбилисского строителя Карло Моретти, "Аполло" перешел во владение итальянцев – братьев Ричи. Удивительно, но имя автора этого изящного строения не найдено, пока, во всяком случае.
Во времена, о которых идет речь, на Михайловском проспекте насчитывалось до семи кинотеатров. До сегодняшнего дня не дожил ни один, не считая "Аполло", который в простое уже лет 30. В 2010-м фасад здания был отреставрирован. Но дальше этого дело не пошло.
На сегодняшний день здание находится в собственности компании Confident group. Некоторое время назад компания уже представила проект реабилитации исторического здания. Согласно новому проекту, на первом этаже расположатся выставочные и конференц-залы, на втором этаже - кафе. В зрительном зале отреставрируют старый экран, который был скрыт в 50-х годах прошлого столетия во время реставрации.
На первом этаже разместится сцена, на которой будет происходить озвучивание старых фильмов. Представители компании признались, что у них на данном этапе нет бизнес-плана по развитию кинотеатра, но они открыты для сотрудничества и обмена мнениями. Главное, отметили владельцы: они сохраняют за "Аполло" его первоначальную функцию.
Если персонифицировать архитектурные строения, то "Аполло" тянет на старца с благородными чертами лица и несгибаемой осанкой. Будто назло своим годам и политическим системам продолжающего жить. Качество жизни, конечно, оставляет желать лучшего: штукатурка давно облуплена, перебиты гипсовые украшения, краска местами стерта. Но сдаваться он все равно не собирается.
Чарующий дом со львами
Подходим к одному из самых самобытных и примечательных домов на проспекте Агмашенебели, к Дому со львами. Львиная доля известности этого дома приходится на львов. Они отродясь охраняли главный вход во двор этого дома.
Так захотел изобретательный до выдумок тифлисский архитектор Пауль Штерн. У него что ни дом, то произведение искусства. Капризная муза благоволила к талантливому творцу.
Хищников он посадил по бокам ограды. Так они и просидели здесь до наступления новых времен.
Потом была смена власти, национализация и превращение дома в коммунальное жилье. Хищники поменяли место жительства и какое-то время охраняли вход в зоопарк. Новые городские власти сочли зоопарк более естественной средой обитания для львов, нежели проспект Плеханова.
После реставрации дома, которая завершилась в 2010 году, львы вернулись в родные пенаты. Точнее, на прежнее место вернулись их преемники, молодняк. Их вылепили по подобию старых. Но, в отличие от предков, молодые получились почему-то диспропорциональными.
Логичнее было бы вернуть старых зверей на старый адрес. Но с насиженного места у зоопарка львы давно исчезли. Куда они ушли, в каком направлении, неизвестно. Теперь их места занимают другие представители семейства кошачьих – тигры.
Дом на Михайловском Штерн спроектировал оригинальным образом. Согласно проекту, здание было глубоко внутри двора. Таким образом, знаменитый дом построили не прямо на проспекте, а на некотором расстоянии от него. Если бы реставраторы не спилили деревья в 2010 году, дом, как в прежние времена, не особенно и бросался бы в глаза.
С учетом того, что Михайловский проспект на момент строительства утопал в зелени, дом как бы играл с прохожими в прятки, выглядывая из-за густой растительности. В середине сада был установлен бассейн со скульптурой маленького рыбака.
Пауль Штерн работал над проектом дома несколько лет. Еще бы, он же планировал подарить особняк супруге. Первоначальный проект дома Штерн составил в 1889 году. Через год к уже имеющемуся проекту добавил чертежи выходящих на улицу беседок, железной изгороди и ворот. А в 1893-м составил чертеж дворового флигеля, который так и остался неосуществленным на бумаге. Что случилось потом, история умалчивает.
В первоначальные планы Штерна вмешались какие-то обстоятельства, и он вдруг его продал. Купил этот удивительный дом у архитектора приехавший в Тифлис из Баку нефтепромышленник Аветис Гукасян.
Остановок в нашем долгом путешествии будет еще много. По той простой причине, что домов, которые поражают воображение и вдохновляют своей красотой, в Тбилиси огромное количество. Да и город сам как шкатулка с двойным дном, с историями, слухами и тайнами. В нем всегда есть что-то еще, что пока еще не раскрыто, не обнаружено и дожидается именно тебя.