Чиатурский марганец: броня и рельсы Победы

Небольшой городок Чиатура расположен на берегу реки Квирила. Этот населенный пункт известен в мире благодаря крупному месторождению марганца и предприятию, его добывающему - АО "Чиатурмарганец". Оно работает и сегодня, уже 140 лет после начала добычи
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Дмитрий Верхотуров, политолог для Sputnik Грузия

Не сказать, что Чиатура и "Чиатурмарганец" сейчас переживают хорошие времена, но все же в 2019 году было добыто 400 тысяч тонн марганцевой руды, проходит постепенная модернизация предприятия.

Чиатурский марганец: броня и рельсы Победы

А в годы Великой Отечественной войны "Чиатурмарганец" сделал крупный вклад в общую Победу. Марганец — это важный легирующий металл, который добавляется в сталь. Марганцовистая сталь очень твердая, прочная, стойкая к износу и ударам.

Из нее делают пружины, инструменты, железнодорожные рельсы, остряки железнодорожных стрелок, рабочие части дробильных машин и мельниц, множество других изделий. Основное военное применение – броневая сталь для танков, бронещитков, касок. Например, в стали марки 8-С, из которой изготовляли корпус и башню Т-34, содержание ферромарганца (сплав с 70% марганца) составляло 9,3%.

Чиатура в первой половине ХХ века обладала, пожалуй, крупнейшими в мире запасами марганца, которые оценивались в 239 млн. тонн. До Первой мировой войны здесь было сосредоточено 40% мировых запасов и примерно половина мировой добычи. В основном марганец поступал в Германию.

Грузия в Великую Отечественную войну: крепкий тыл и тысячи воинов

После революции месторождение было некоторое время в иностранной концессии, а в 1928 году оно было национализировано. Был образован трест "Чиатурмарганец", который стал снабжать растущую советскую черную металлургию и поставлять крупные партии марганца на экспорт.

Впоследствии трест был преобразован в комбинат, который частично перерабатывал руду в концентрат и снабжал сырьем Зестафонский завод ферросплавов.

В 1940 году в СССР было добыто 2,5 млн. тонн марганцевой руды, из которых 1,3 млн. тонн приходилось на чиатурский марганец.

Минометные мины вместо марганца

Война ударила по "Чиатурмарганцу" с неожиданной стороны. Прорыв немецкой армии на Украине, захват Донбасса и второго важнейшего в СССР месторождения марганца в Никополе (немцы оккупировали его 17 августа 1941 года), поставил комбинат в тяжелое положение. Он лишился возможности вывозить свою продукцию.

Чиатурский марганец: броня и рельсы Победы

До войны руду отправляли по железной дороге до порта Поти, а потом судами либо на Украину, либо за рубеж на экспорт. Но уже в августе 1941 года морской вывоз прекратился. Некоторое время руда поставлялась в порт в надежде на скорое изменение положения на фронте, и к ноябрю 1941 года в Поти скопилось 297 тысяч тонн марганцевой руды.

Тбилисский "Центролит" - кузница Победы

Железные дороги были забиты военными и эвакуационными грузами, вагонов под марганцевую руду не давали. С сентября 1941 года добыча в Читатура велась на склад, но уже в конце октября они были заполнены полностью — 325 тысяч тонн руды.

27 октября 1941 года было принято решение поставить рудник на временную консервацию. Горняки и часть оборудования перебрасывались на угольные шахты в Грузии. Там стали испытывать острую нехватку квалифицированных кадров из-за ухода шахтеров в армию, а потребности страны в угле только возрастали.

Специалистов с бронью, которые не подлежали призыву, послали на укрепление угледобычи. Среди них были и работники "Чиатурмарганца", и эвакуированные работники Никопольского марганцевого комбината.

На любом крупном добывающем предприятии той поры была механическая мастерская, которая занималась ремонтом оборудования и инструментов, изготовлением запчастей, инвентаря. В Грузии в тот момент все металлообрабатывающие предприятия, заводы, цеха, переводились полностью или отчасти на производство оружия и боеприпасов.

Вот и механическая мастерская "Чиатурмарганца" взялась за изготовление 50-мм минометных мин. В 1942 году их было выпущено 66,8 тысяч штук, а в 1943 году — 113,5 тысяч штук.

Незаменимые есть

Потеря Никополя была тяжелым ударом по военной промышленности Советского Союза. С начала 1942 года эвакуированные предприятия возобновляли и наращивали выпуск танков. Им нужна была броневая сталь, а для того, чтобы сварить ее, нужны марганец и никель.

Чиатурский марганец: броня и рельсы Победы

Основные источники и того, и другого были или захвачены, или заблокированы – как чиатурский марганец. На всех других советских месторождениях марганца, например, на Мазульском руднике на окраине Ачинска в Красноярском крае, делали все, чтобы нарастить добычу. Но восполнить потери не удавалось.

Развалины древнего городища эллинской эпохи обнаружены в Имерети

Это привело, в частности, к тому, что в 1942 году была разработана другая марка броневой стали ФК, в которой было 2% ферромарганца. Но вынужденное решение привело к снижению качества и стойкости танковой брони Т-34, которая пробивалась немецкими 50-миллиметровыми противотанковыми пушками и орудиями танка Pz III.

В годы войны велись интенсивные работы и по разработке броневой стали, которая не имела бы высокого содержания ценных легирующих добавок: марганца и никеля. И эта задача была решена. Но это не означало, что потребности в марганцовистой стали снижались.

Воюющей экономике и транспорту остро нужны были рельсы, стрелочные переводы, горнодобывающей промышленности требовались высокопрочные дробилки и мельницы. Заменить марганец в этой номенклатуре изделий было нечем.

Чиатура - главная

Железные дороги, на которые легла основная часть военных перевозок, требовали рельсы, на которые шла сталь с содержанием 12-14% марганца.

Чиатурский марганец: броня и рельсы Победы

Потому, в самый разгар битвы за Кавказ и в начале сражения за Сталинград в июле 1942 года, было принято решение подавать вагоны на Чиатуру за марганцем и вывозить его по железной дороге в Баку, оттуда морем в Красноводск (ныне Туркменбаши), а уже оттуда снова по железной дороге в Магнитогорск и Кузнецк, где располагались крупнейшие металлургические заводы на неоккупированной части СССР.

Вагоны забирали с перевозок войск, боевой техники и боеприпасов, других важных военных и промышленных грузов, и передавали под марганец.

Чиатурский марганец: броня и рельсы Победы

Тем временем немцы приступили к эксплуатации захваченных Никопольских марганцевых рудников. В донесении Гитлеру от 28 августа 1941 года говорилось, что рудники сильно разрушены, оборудование вывезено, а сами шахты затоплены. После минимального восстановления добыча составила 18,1 тысячи тонн. Однако в 1943 году рудники достигли довоенного уровня добычи - 100 тысяч тонн руды в месяц. По оценкам рейхсминистра вооружений Альберта Шпеера, с потерей никопольской руды у Германии останется ресурсов всего на 11-12 месяцев войны.

Как изменились цены на промышленную продукцию в Грузии >>>

Потому, когда в 1943 году началось наступление советских войск на Донбасс, немцы приготовились сражаться за Никополь упорно и ожесточенно. Никополь был не только источником военного сырья, но и выгодным плацдармом на левом берегу Днепра. 8 февраля 1944 года Никополь был освобожден. Но сильно разрушен.

Незамедлительно началось их восстановление, в котором приняли самое активное участие чиатурцы. 21 февраля 1944 года был подписан приказ о возобновлении работы треста "Никополь - Марганец", а в апреле заработала первая шахта. Из Грузии на Украину был отправлен специальный эшелон с оборудованием и горняками для ускорения восстановления добычи.

Однако в 1944 году Никополь дал немного и обеспечивал марганцем только черную металлургию Донбасса. Так что и в конце войны Чиатура осталась главным источником марганца для выплавки крайне необходимых марок стали, в особенности для железных дорог, которые обеспечивали грандиозное наступление Красной Армии в Европе.