А еще показала нам самых сильных, умных и предприимчивых в разных сферах деятельности, в том числе в культурной.
"Мы останемся на нуле" - как выживают театры в Грузии в период пандемии >>>
Музыкальную индустрию, разумеется, трясет не впервые, но эпидемия перекрыла клапан кислорода очень резко. Поэтому одни поддались унынию – отмененные концерты и проекты дали о себе знать, другие стали искали новые пути заработка, а третьи – полностью с головой погрузились в творчество, чтобы, использовав эту паузу на полную, выйти из пандемии, как Феникс из пепла.
Сегодня Sputnik Грузия расскажет вам об известных музыкантах, которые столкнулись с большими трудностями в эпоху пандемии. Они признались нам, как выживали, работали, расстраивались и снова вставали на ноги.
"Путешественники" сидят дома
Группу "Мгзавреби" (переводится с грузинского как "путешественники") знают в Грузии все. Ее популярность давно вышла за границы родины, поэтому ребята довольно известны и в России, куда они часто ездили с большими концертными турами.
Концерты грузинских музыкантов везде проходили на ура, оставляя море довольных слушателей. Но пандемия сильно подпортила планы и группы "Мгзавреби".
Если большинство артистов отменило несколько своих концертов, то ребятам пришлось отменить целые туры, а это примерно 80-100 концертов и мероприятий.
Коронавирус ударил по летнему сезону, который обычно является самым продуктивным в работе исполнителей. Но эпидемиологическая картина во всем мире такова, что думать об осеннем туре члены группы просто не могут - слишком высок риск второй волны пандемии. А планировать туры необходимо как раз за несколько месяцев.
"Мы хотели сделать осенний тур в октябре-ноябре, но сделать этого мы не можем из-за угрозы вируса. Перед туром ведь необходимо проводить пиар-компании, бронировать клубы, давать авансы – за все это надо будет платить. Следовательно, пока мы ничего не планируем. Мы надеемся, что хотя бы в апреле-мае 2021 года сможем проводить концерты", - говорит член коллектива Ото Эдишерашвили.
Что касается творческого настроя, то, по словам музыкантов, они не переставали работать, даже несмотря на вынужденный простой. "Мгзавреби" создавали новый альбом, который уже почти готов. "Конечно, депрессивная обстановка в мире действует на нас, но мы стараемся сделать так, чтобы это не отразилось на альбоме", - признается член коллектива.
Щедрый Батуми, или Как живется уличным музыкантам
Когда началась пандемия, уличный музыкант Авет Агабабян, как и все ответственные граждане страны, самоизолировался дома на три месяца. Несмотря на то, что от этого напрямую зависел его заработок. Основной причиной, конечно, была угроза коронавируса, но дополнительными проблемами были отсутствие людей и транспорта в городе. А это составляющие атрибуты работы уличного музыканта.
"Люди перешли в "эконом-режим", думают, на чем можно будет сэкономить, потому что непонятно, что будет завтра. Поэтому твоя музыка как-то меньше людей интересует", - говорит Авет.
Если говорить о финансовой части проблемы, то и тут дела обстоят не очень хорошо. Разница между заработком в Тбилиси до и после пандемии - колоссальная.
Но выход из ситуации нашелся. Как сказал музыкант, он уже на протяжении 11 лет ездит летом на берег Черного моря, в Батуми, где играет там на набережной.
"Батуми - город маленький, так что все жители приходят по вечерам на набережную. Поэтому в Батуми всегда можно заработать деньги, даже больше, чем в Тбилиси", - отмечает музыкант.
Взгляд эксперта
Мы поговорили не только с артистами, но и с экспертом музыкальной индустрии Еленой Мечитовой. По ее словам, в этой сфере происходит то же самое, что и во всем мире, а именно - практически полная остановка. Ведь музыкальная индустрия подразумевает под собой собрание определенного количества людей, а массовые мероприятия сейчас запрещены.
"Кто-то перешел к практике онлайн-концертов, которые не отличаются большой популярностью, кто-то закрылся и пишет в студии, кто-то не знает, как дальше быть. Пока можно делать только прогнозы, основанные на предположениях. Сегодня всем непросто. Музыканты, как и артисты из других сфер, лишены дохода. Сложно приходится, а ведь есть целые семьи артистов, у которых доход зависел от концертов", - говорит Мечитова.
В такой сложной ситуации культурная сфера, кажется, была единственной, которая не получила помощи от государства. Мечитова отмечает, что культурная индустрия даже попала в последнюю, шестую фазу для снятия ограничений, наряду с казино, "что неприемлемо", подчеркивает она.
Не отреагировал и Минкульт, говорит Мечитова. Ведомство, по словам эксперта, за все это время не представило антикризисного плана и не сделало никаких заявлений. А ведь арт-менеджеры даже написали петицию, обращение сектора к государству, чтобы были приняты меры в поддержку индустрии.
"Но могу похвалить мэрию, которая быстрее всех вышла навстречу нашей сфере. Обещали не урезать бюджет, а возможно, и увеличить. Сейчас будут обсуждать регуляции во время массовых собраний культурных мероприятий. Есть возможность подавать заявки на адаптированные под ситуацию проекты. Также обещали снизить уровень бюрократии при ведении проектов", - рассказывает Елена.
Каков выход?
"Выход есть всегда, - считает Мечитова. - Или экономически развитое государство вливает субсидии, спасая сферу, или предлагает альтернативу, которая будет заключаться: а) в разрешении открыть уже сейчас театры (они и открываются скоро), разрешить концерты, как под открытым небом, так и в клубах, конечно, контролируя количество людей, б) выдавать артистам гранты на создание новых произведений. Тем более что сейчас есть время уединиться и работать над композициями, записывать в студиях, репетировать".
У правительства Грузии есть возможность помочь артистам и финансово, и технически, уверена Елена Мечитова. К примеру, можно учредить конкурс на творческие резиденции, во время которых артисты могут путешествовать и творить, даже в границах своей страны - пожить вдалеке от города и поработать над своими творческими идеями.
"Таким образом и артистов поддержим, и внутренний туризм. Главное сейчас, чтобы наш сектор вместе с государством совместно разработали стратегию и открыли эту сферу раньше намеченных сроков", - поясняет эксперт.
Что касается международных проектов, то о них, по мнению Мечитовой, можно забыть как минимум до 2021 года. "Самое время инвестировать - в ресурсы развития местного рынка, артистов и в целом в экосистему индустрии", - резюмирует Мечитова.
"Мы бездействуем"
Перед лицом пандемии COVID-19 культурная сфера осталась без внимания, а артисты находятся в крайне тяжелом положении. Так считает грузинская певица Лела Цурцумия.
"Люди в нашей профессии столкнулись с большими трудностями, независимо от области. Мы абсолютно бездействуем. Для артиста важно не только выйти на концерт, ему нужно позволить репетировать, петь, чтобы быть в форме. Не бывает певца, который, прошу прощения, встанет с кровати и выйдет на сцену. Он должен распеться, подготовиться, чтобы спеть трехминутную песню или провести сольный концерт", - рассказывала Цурцумия в интервью радио "Фортуна".
Сто дней одиночества
И, напоследок, прекрасный пример предприимчивого артиста. Если одни жалуются на сложившиеся обстоятельства и негодуют, то другие просто берут и создают новое.
Так сделал грузинский продюсер, музыкант и пианист Мишо Элиава. Парень с самого начала пандемии и чрезвычайного положения в стране решил не терять времени в самоизоляции и создавал новые биты ежедневно в течение 100 дней карантина.
Музыкант себе самому поставил условие – писать в день по одному новому треку. И ведь он справился с этим. Более того, по словам Мишо, "загоняя себя в определенные рамки", он становился еще более креативным и, что самое главное, доводил дело до конца.
"Этот челлендж оказался одним самых правильных решений в моей жизни. Из-за того, что я занимался этим каждый день, я многому научился в сфере Production за короткий срок. Я понял, насколько важна в искусстве дисциплина. Понял, что для того, чтобы закончить свой проект, необходим дедлайн", - говорит музыкант.