В завертевшейся предвыборной карусели обозначилась любопытная тенденция: партийным лидерам не удается накалить реальные общественные эмоции до уровня газетных статей. Разрыв этот всерьез ведет к подрыву доверия, благо ни одна из партий, включая правящую, новых идей не озвучила. И, по мнению экспертов, уже вряд ли озвучит. Ну а пустые споры, обещания и изощренные угрозы давно перестали находить отклик в душе рядовых членов общества.
Правда, в Грузии все может измениться буквально за пару дней, предостерегает в "Ахали таоба" (14.07) политолог Торнике Шарашенидзе. Но пока для сохранения конкурентной среды пресса вынуждена придавать политическую составляющую не идеям, а резонансным фактам.
Удел следствия – ходить по лезвию бритвы
Возможно, именно потому одной из самых обсуждаемых тем вот уже больше месяца остается трагическая гибель 19-летнего Георгия Шакарашвили. Ежедневно всплывают новые детали, пишет "Резонанси" (17.07), и все издания подробно их препарируют. Многое должна была объяснить причина смерти, и экспертиза, наконец-то, установила – ею стала асфиксия ("Квирис палитра", 13-19.07). То есть, Георгий утонул. Однако до этого ему были нанесены тяжелые увечья.
Поскольку дело выделено в отдельное производство и отягощено статьей "преднамеренное убийство", у следствия, надо полагать, появились основания считать смерть насильственной. Но отныне материалы стали недоступны для адвокатов и прессы. "Резонанси" обращает внимание, что решение об утяжелении обвинения было принято вслед за очередным допросом Гури Амирханашвили. О чем рассказал так называемый "золотой свидетель", неизвестно. Газете лишь удалось установить, что соседи несколько дней не видели Амирханашвили и членов его семьи.
По мере того, как тайное становится явным, страсти разгораются все сильнее. Особенно с учетом того, что это дело, можно сказать, параллельно расследуют правоохранительные органы и журналисты. Насколько оправдала себя такая практика, в ходе которой широко разглашались и обсуждались все детали и улики?
По мнению Гии Хухашвили, это единственный гарант, что расследование будет объективным. Аналитик не скрыл недоверия к следственным органам, которые особого рвения не проявляли и действовали лишь благодаря информации, добытой журналистами ("Квирис палитра"). С ним не согласна эксперт Майя Николеишвили. Погоня за сенсациями всех сбивает с толку, возмущается она, и позволяет адвокатам некорректно использовать медийную трибуну. При этом многие версии напоминают фантазии деревенских сплетниц ("Ахали таоба", 17.07).
"Это трагедия для всей страны" - премьер Грузии о деле Шакарашвили >>
А тут еще бесконечные комментарии о том, как надо было работать. Почему расследование сразу же не началось по статье убийство – не без намека недоумевает бывший замминистра юстиции Сандро Долидзе ("Ахали таоба", 13.07). Хотя в этом случае наверняка нашелся бы кто-то, упрекающий следователей в поспешности, тенденциозности и желании утаить детали и улики. Прозрачность – палка о двух концах. Из-за неверия людей в объективность правоохранительных и судебных органов следователи постоянно ходят, как по лезвию бритвы. Но нельзя не признать, что отчасти это и, действительно, своего рода гарантия…
Сочувствие в политической обертке
Имена подозреваемых пока неизвестны, а "убойная" 109-я статья заставляет строго соблюдать тайну следствия. Тяжелее всех – адвокатам. Их лишили возможности прорабатывать ложные маневры. Судя по тому, как подопечные меняли показания, защита активно прибегала к этой практике.
Впрочем, для политической составляющей отсутствие достоверной информации, похоже, проблемы не представляет. Телеканал "Мтавари архи", активно вмешивающийся в расследование, заявил, что потенциальных преступников покрывает некто Автандил Биланишвили по прозвищу "Кацро". Обратите внимание – привели прозвище. И термин коварный придумали – "уличный авторитет". Юридической силы не имеет, но звучит почти как "криминальный".
Что касается сенсационного "вывода" о причастности Биланишвили, канал вынес его на основании видеокадров, где, якобы, именно он разговаривает с одним из ключевых свидетелей. "Кацро" вызвали на допрос, пресса ославила его на всю страну. После чего было установлено, что камера зафиксировала… совсем другого человека ("Сакартвелос Республика", 17.07)!
Супруга Биланишвили обратилась с жалобой на гендиректора и ведущего передачи Нику Гварамия в Хартию журналистской этики. Она утверждает, что тот намеренно сделал семью объектом общественного буллинга ("Ахали таоба", 15.07). Но зачем вдруг понадобилось Гварамия афишировать непроверенные факты, разобраться в которых не составляло особого труда?
Автандил Биланишвили дружит с сыном Бидзины Иванишвили – Берой. И в течение нескольких дней, как видно к огромному удовлетворению телеведущего, имя олигарха фигурировало в связи с делом об убийстве Шакарашвили. Вдобавок наводя на подозрение, что кто-то на высоком уровне покрывает убийц и власть ему в этом потакает, отмечает газета.
Семья погибшего неоднократно заявляла, что недоверия к следственным органам не испытывает. Мать семейства обратилась к народному защитнику Нино Ломджария с просьбой оградить ее от тенденциозного внимания прессы, под видом мнимого сочувствия тасующей политические карты ("Резонанси", 15.07). Хоть тресните, но политизировать трагедию семья не позволим, – возмущается в этом же номере дядя юноши – юрист Мириан Николадзе.
Однако он и сам вольно или невольно оказался причастен к политической составляющей журналистского расследования. Выяснилось, что Мириан Николадзе является членом политсовета партии "Наша Грузия - Альянс солидарности", которую учредили бывшие члены "Грузинской мечты". И о которой в иных обстоятельствах, наверное, мало бы кто вспомнил (13.07)…
"Орел" или "решка"?
Эксперты и журналисты не перестают гадать, какие шаги предпримет к выборам основатель и председатель правящей партии Бидзина Иванишвили. Станет ли он номером один в списке? Редкий случай, когда политологи предпочитают воздержаться от прогнозов. Это как "орел" и "решка" – комментирует ситуацию Гия Хухашвили ("Ахали таоба", 17.07).
Насколько полезно стране и "Грузинской мечте" открытое возвращение Иванишвили во власть – задает вопрос даже официозная "Сакартвелос Республика" (17.07). Существующая схема, обеспечивающая влияние олигарха, явно не вписывается в демократические стандарты. И высказывая критические замечания в адрес власти, Запад наверняка имел в виду и это.
"Мечте" важно, чтобы он фигурировал в партийном списке. Но то, что политика не вызывает восторга у Бидзины Иванишвили, знают все, - замечает в "Резонанси" (14.07) политолог Паата Закареишвили. – А увидеть его в ранге рядового депутата – просто смешно! Один из лидеров "Свободной Грузии" Гоги Цулая почти уверен, что сам Бидзина с радостью сказал бы, как в свое время Шеварднадзе: "Я ухожу домой!"
Можно по-разному относиться к лидеру "Мечты", но нелепо отрицать, что, независимо от своего желания, он выступает важным фактором грузинской политики. Тем более, на фоне падающей популярности и власти, и оппозиции. Оппозиционерам не удается даже сформировать избирательный блок ("Резонанси", 15.07). А парламентское меньшинство фактически от всего самоустранилось. Критикуя подряд все решения, оно отказывается брать на себя ответственность и участвовать в голосовании, почему-то заключив, что это ставит его в выигрышное положение.
Правящая партия при этом торжествует, зашоривая взгляд процентами рейтинга. Но как объяснить лидеру парламентского большинства Мамуке Мдинарадзе, что, заявляя о 55-процентной поддержке ("Сакартвелос Республика", 17.07), он упускает из виду важный социальный фактор. Неизбежно накапливающийся в обществе протест становится особенно опасным при отсутствии достойной альтернативы.
Как лидеру "Мечты" уйти домой?! Время неподходящее. Коронавирус по-прежнему держит мир в подвешенном состоянии и грозит голодом ("Резонанси", 14.07). Турция, не считаясь с мировой общественностью, превращает в мечеть знаковый для христиан храм Айя-София, подав дурной пример фанатам. Ближайшие соседи Армения и Азербайджан обзаводятся современными вооружениями и переносят дремлющий конфликт вплотную к границам Грузии (17.07)…
Под угрозой может оказаться весь Кавказ, высказывает опасение редактор журнала "Арсенали" Ираклий Аладашвили (15.07).
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.