Тенгиз (Темур) Хубулури - первый дзюдоист СССР, дважды выигравший чемпионат мира – в 1979 и 1981 годах. У него были отличные перспективы выиграть и золото Олимпийских Игр в Москве, но взойти на высшую ступень пьедестала почета ему не удалось. Хубулури "довольствовался" серебром.
Спустя 40 лет после московской Олимпиады Хубулури поделился со Sputnik Грузия своими воспоминаниями об Играх, рассказал о современном дзюдо и прокомментировал перенос ОИ в Токио.
- Прошло уже 40 лет с тех пор, как вы приняли участие в своей первой и, к сожалению, единственной Олимпиаде. Какие у вас остались воспоминания о том, как все было в Москве в 1980 году?
- У нашего противостояния с ван де Валле, с которым я сошелся в финале, есть предыстория, начавшаяся в 1976 году и закончившаяся шесть лет спустя. Мы с ним встречались девять раз и восемь раз я выиграл. Причем побеждал в решающих поединках чемпионатов мира и Европы, а проиграл только один раз. Но это произошло в финале московской Олимпиады.
Меня часто спрашивали журналисты и любители дзюдо: "Как ты проиграл, ведь ты все время брал над ним верх?" На что я отвечаю – в спорте нельзя все время выигрывать, есть и поражения. Другое дело, что очень обидно проиграть в финале такого турнира, как Олимпийские игры. Наверное, в тот момент я недооценил своего соперника, поспешил, хотел одержать быструю победу. За год до ОИ-80 мы встречались с ван де Валле на чемпионате Европы в Бельгии, и там мне потребовалось всего полминуты и два вазари, чтобы одержать победу.
Нельзя сказать, что к ОИ-80 я подошел неподготовленным, нет. В том поединке я допустил тактическую ошибку, поспешил и получилось то, что получилось.
- То есть вы проиграли не судейским решением из-за полученного "кока", так как покинули татами?
- Нет, он меня победил в борьбе. В самом начале поединка я попытался выполнить прием, но он был неподготовленным – я оставил ногу. Ван де Валле использовал эту ошибку против меня и заработал вазари. Конечно, это поражение было очень неожиданным. Но это жизнь, в ней, как и в спорте, много неожиданностей.
Вообще, надо сказать, что ван де Валле был очень хорошим дзюдоистом. Вне соревнований мы с ним дружили и продолжили поддерживать отношения после завершения карьеры, потому что все заканчивается, а дружба остается навсегда.
- Перед турниром была какая-нибудь дополнительная "накачка" советских спортсменов? Все-таки домашняя Олимпиада, да еще где – в Москве!
- Да, это было всегда. Нам постоянно говорили – вы должны победить, Олимпиада проходит у нас дома, тем более впервые, тем более в Москве. Конечно, такая идеологическая "накачка" была во всех видах спорта – дзюдо, футболе, борьбе. Но, поверьте, так происходит во всех странах и всегда. Все хотят, чтобы во время церемонии награждения поднялся их флаг и прозвучал гимн их страны.
- В ОИ-80 вмешалась большая политика – большинство на тот момент капиталистических стран бойкотировали Игры и не прислали свои делегации: США, Великобритания, Япония, ФРГ. Не осталось какой-то неудовлетворенности, что в Москву приехали не все сильнейшие спортсмены мира?
- Безусловно, определенное чувство неудовлетворенности осталось, потому что ты победил, завоевал медаль, но что-то внутри тебя грызет: "А что было бы, если бы приехали все? Сумел бы ты показать такие же результаты?" Я сейчас говорю исключительно о нашем виде спорта, потому что в Москву не приехали японские дзюдоисты. Я не хочу никого принижать, но мое субъективное мнение, что многие не завоевали бы своих медалей, потому что японцы были очень сильны и от этого никуда не денешься. Особенно был хорош Ясухиро Ямасита, пожалуй, лучший дзюдоист того времени.
Возьмем для примера Гран-при Тбилиси по дзюдо. Когда к нам приезжают японцы, французы, россияне – турнир приобретает совершенно иной масштаб. И это привлекает болельщиков. Любому соревнованию необходимы звезды. Так было, есть и будет всегда.
- Четыре года назад на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро Варлам Липартелиани, завоевавший серебро, не смог сдержать своих эмоций во время церемонии награждения. Это были слезы разочарования. Вы тоже "довольствовались" серебром. Вы понимаете Липартелиани?
- Конечно, понимаю. Но спорт на то и спорт – в нем часто происходят неожиданности. Особенно в таком виде спорта, как дзюдо. Ты готовишься четыре года, постоянно тренируешься, находишься в режиме, но один пропущенный прием, такое случается, может перечеркнуть все твои старания и усилия. Можно проиграть совершенно неизвестному сопернику в первом же поединке. Здесь очень многое зависит от психологии. Поэтому я очень хорошо понимаю эмоции разочарования и слезы Липартелиани. Их невозможно передать словами, для этого нужно быть спортсменом.
- У вас было нечто подобное?
- Бывало, и я плакал, когда проигрывал. Особенно, когда чувствовал, что это произошло незаслуженно из-за решения судей. Не хочу сейчас вдаваться в подробности, но такое случалось. На молодежном чемпионате мира в Бразилии я выступал в тяжелой категории, был тогда 95 кг, а моим оппонентом был немец Олберг – под 120 кг. Я выполнил несколько бросков, но вдруг судьи оштрафовали меня за то, что я ногой выступил за татами, а через какое-то время я получил еще одно предупреждение и меня сняли с турнира. Я сел на скамейку весь в слезах. Вы бы видели, что началось в зале, где собралось порядка 30 тысяч болельщиков. Судью, который, кстати, после этого случая больше никогда не судил, из зала вывела охрана. Зрители стали забрасывать татами различными предметами, а соревнования пришлось прервать на полчаса, чтобы успокоить болельщиков. Тогда я стал очень популярным в Бразилии (смеется). Так что в спорте бывает по-всякому. И не всегда все зависит от спортсмена – тут еще нужна и удача. Некоторые так и не становятся чемпионами, а я дважды выиграл мировое первенство, за что благодарен Богу.
- Вы стали первым дзюдоистом СССР, которому дважды удалось выиграть чемпионат мира – в 1979 и 1981 годах. Вы вписали свое имя в историю советского дзюдо. Какие-нибудь привилегии последовали?
- Я по природе не такой человек, чтобы выпячиваться и хвастаться своими титулами. Кто-то любит это делать, я - нет. Но своими достижениями и победами я горжусь. Раньше мы не выступали за деньги, такая была идеология. Ну могли дать машину, квартиру. Мне было гораздо приятней, что меня узнавали на улицах и поздравляли с победами. После окончания карьеры могли предложить хорошую работу. Так что да, в каком-то смысле у нас было чуть больше привилегий, чем у остальных.
- Насколько сильно изменилось дзюдо по сравнению с тем временами, когда выступали вы?
- Давайте возьмем футбол. Сейчас он очень скоростной. То же самое можно сказать и про дзюдо. Раньше наш вид спорта был более техничным. Сейчас же основной акцент делается на физическую подготовку и скорость. При этом дзюдо стало более динамичным, зрелищным и популярным. На данный момент национальные федерации есть в 178 странах мира, а общее количество людей, занимающихся дзюдо, приближается к 20 миллионам. По этому показателю дзюдо занимает второе место после футбола. Это очень внушительные цифры, и я уверен, что они будут только увеличиваться.
Стоит отметить, что дзюдо развивается очень быстрыми темпами. Это отличный вид спорта для гармоничного, духовного и физического развития человека. Дзюдо учит человека уважению, правилам жизни. Это все часть японских традиций, которые мне очень нравятся.
Конечно, есть моменты, которые мне не нравятся в современном дзюдо. В первую очередь, это относится к судейству. Иногда арбитры бывают слишком субъективны и это сказывается на результатах.
- Как вы думаете, перенос Олимпиады на один год скажется в психологическом плане, да и в плане физподготовки, на спортсменах? Или для хорошего спортсмена это вообще не проблема?
- На самом деле, один год - это очень большой срок. Взять хотя бы мой пример – в 1979 году я выиграл у Ван де Валле, в 1980 – проиграл, а через год снова выиграл. Так же и сейчас – кому-то было суждено выиграть именно сейчас, именно в этот временной отрезок. Но по каким-то причинам этого не произошло, а через год все будет совершенно по-другому. У каждого периода времени есть свои герои.
Сейчас постоянно спорят, кто лучше – Пеле, Марадона или Месси. Но это неправильно – каждый был героем для своего времени. Скажем, в наше время сильнейшим дзюдоистом был Ямасита, сейчас это кто-другой.
Так что перенос ОИ – это очень неприятно, но человеческая жизнь дороже, дороже любой Олимпиады. Конечно, обидно – спортсмен готовится, настраивается, а потом происходит вот такой форс-мажор. Но дай Бог, чтобы Игры все же состоялись в следующем году и наши спортсмены выступили бы на них достойно.