ТБИЛИСИ, 22 сен — Sputnik. Национальный банк Грузии установил обменный курс лари по отношению к доллару США на 22 сентября в размере 3,2295 GEL/$1 - за неделю курс национальной валюты по отношению к доллару упал на 3,7%.
На какой отметке остановится национальная валюта экономисты не могут прогнозировать - они считают шаги, предпринятые Национальным банком страны неэффективными и дают рекомендации властям.
О чем пишут грузинские газеты: новый антирекорд лари не за горами >>
В тоже время, Национальный банк уверяет, что использует все свои резервы во избежание стремительного падения лари. Он уже продал почти 400 миллионов долларов, поучаствовав в 13 аукционах. Последний раз Нацбанк продал 40 миллионов долларов 16 сентября.
Установление официального обменного курса лари по отношению к доллару с мая 2009 года осуществляется посредством агрегирования сделок на межбанковском рынке торговой системы Bloomberg.
Почему обесценивается лари?
Вице-президент Ассоциации молодых финансистов и бизнесменов Паата Баирахтари считает, что на курс лари повлияло как ухудшение эпидемиологической ситуации, так и различные решения монетарных властей, а также политика исполнительной власти.
"Я имею в виду избыточные предложения лари и избыточные расходы. Дело касается так называемого пакета фискального стимулирования, который подразумевает поощрение сокращенного спроса в экономике. К нему, как правило, обращаются во время кризисов, но только в начальный период. В нашем случае, на первом этапе это в определенной степени запоздало и впоследствии было решено провести вторую волну подачи средств", - сказал Баирахтари на встрече с журналистами в пресс-клубе "Квира".
Экономист отметил, что еще тогда говорил, что, возможно, это вызовет давление на национальную валюту, и как видно это оправдалось.
"Обесценивание национальной валюты в последний период один в один совпадает с ограничениями, которые ввели в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации, как это было тогда, когда остановили экономику. И сегодня, когда были анонсированы ограничения, участники валютной торговли, разумеется, восприняли это как угрозу возможной девальвации. Они начали так называемое хеджирование, то есть избавление от национальной валюты и создание определенных резервов в других, относительно твердых валютах. Потому что никто не знал, какие ограничения будут и во что они могли перерасти в будущем", - отметил Баирахтари.
При этом он напомнил, что премьер-министру Грузии пришлось несколько раз разъяснять, что серьезных экономических ограничений и остановки экономики не планируются.
Шаги Нацбанка неэффективны
Баирахтари, говоря о роли Нацбанка и его политике, считает, что включенность НБГ на валютном рынке недостаточна, на что указывает и курс лари.
По его словам, если обратиться к заявлению президента Нацбанка, то он в какой-то степени не видит иного выхода, кроме как предоставить населению излишек национальной валюты, чтобы уравновесить снижение спроса. Но он также объясняет, что предоставит иностранную валюту из своих резервов, чтобы восполнить дефицит долларов.
"Нужно сосредоточить внимание на одном важном обстоятельстве - если мы понаблюдаем за интервенциями Национального банка, то почти всегда это интервенция на 40 миллионов долларов… Невозможно, чтобы на валютном рынке, где десятки участников валютной торговли, возникла потребность в одном и том же количестве иностранной валюты. Поэтому мне непонятно, на чем основываются эти 40 миллионов интервенций, проведенных Национальным банком. Как видим, это и неэффективно в этом направлении", - сказал Баирахтари.
Финансист отметил, что учитывая политику Национального банка, согласно которой денежная масса значительно увеличилась по сравнению с предыдущим периодом, что тоже оказывает дополнительное давление на национальную валюту.
"Если мы посмотрим на совокупность факторов, которые я перечислил, для меня было бы непонятным, и даже удивительным, если бы национальная валюта сохранила стабильность", - сказал Баирахтари.
Рекомендации правительству
Одна из главных рекомендаций - увеличить внутреннее производство по стабилизации обменного курса в Грузии, чтобы страна не зависела от импортированной продукции и, соответственно, курс доллара меньше будет влиять на страну и население, заявил член правления Центра анализа и прогнозирования ТГУ Шота Гулбани.
"Главная слабость нашей экономики - не обесценивание лари по отношению к доллару, а все еще высокий уровень долларизации и степень зависимости от импорта. Именно поэтому, что эти два экономических фактора весьма превалируют в нашей экономике", - сказал Гулбани на встрече с журналистами в пресс-клубе "Квира".
По его словам, любое падение курса лари по отношению к доллару, прежде всего, приведет к ухудшению ежемесячных выплат теми заемщиками, которые в свое время взяли кредит в долларах.
"Также, основную часть нашего потребления составляет импортная продукция. Чтобы удовлетворить наше годовое потребление, мы должны мобилизовать большие суммы – речь идет о примерно о 5,5 миллиарда долларов в год. Следовательно, когда доллар укрепляется по отношению к лари, прямое давление приходиться на индекс потребительских цен", - сказал экономист.
Именно из-за этих двух факторов, изменения в денежно-кредитной политике Национального банка не влияют в той степени, в какой они должны действовать, обычно в условиях невысокой степени долларизации, отметил Гулбани.