Ирина Ш-дзе на исходе своего пятого десятка решила резко поменять специальность. От продавщицы газет на улицы на диаметрально противоположное. Нечто возвышенное и исключительно кабинетно-спокойное. Долгие годы сидела и штудировала всю газетно–журнальную прессу, которую продавала со своей железной стойки на одном из углов улицы, выходящей на Руставели. И пришла к выводу: психотерапевт широкого профиля как раз для нее.
И профессия нужная, и работа не пыльная, плюс денежки капают и онлайн можно изощряться, никаких тебе транспортно-вещевых расходов. И надо для этого всего ничего – умение выслушивать людей, иметь на слуху и жонглировать к месту всякими там специфическими терминами типа "эффект Пигмалиона" или еще что-то позабористей труднопроизносимого "эффект ведра с крабами у страуса с пятном". Чем непонятнее, тем лучше. Иметь также в заначке пару тройку слабеньких антидепрессантов. Уж они-то в наше неспокойное, пандемией прошитое время, никому не повредят. И, как вишенку на торте, для самых требовательных иметь самой же скопированный из Сети сертификат с трудноразличимой синенькой печатью.
Потом Ирина просчитала риски. Практически равны нулю. Как в той сказке: не любо, не слушай, а врать не мешай. Были же всем известные случаи. Артур Фергюсон продал американским туристам Биг-Бен за тысячу фунтов и Букингемский дворец за две тысячи фунтов стерлингов. Фердинанд Уолдо Демара поступил еще круче. Провел 16 хирургических операций, не имея диплома. И никто не умер. Кто на этом фоне Ирина? Просто милая бабочка-капустница с нежно-белыми крылышками.
Ирина приступила к подготовке и мини-стажировке. Надо же на ком-то набить руку. Для этого она скачала из интернета пятна Роршаха*, ознакомилась с расшифровкой ожидаемого бреда и его классификацией и начала эксперименты.
Пошла к соседке и показала ей чернильное пятно, в расшифровке которого значились следующие правильные ответы: "Летучая мышь, бабочка, моль".
Цицо встретила ее с головой, перевязанной полотенцем.
- Что это за пакость? Джадо? (груз. "порча" - примеч. ред.)
- Нет, научная вещь. Вот что ты тут видишь?
- Как что?! Двух зажаренных поросят и двух дур, рыдающих, что никто их замуж не берет.
- С ума меня не сведи, - воскликнула пораженная Ирина, вглядываясь в очертания кляксы и сверяясь с указанными вариантами ответов. - А еще что видишь?
- Эти две дуры, которые руки заломили и бьют себя по головам, оба любят одного и того же мужчину. Его зовут не то Гоча, не то Гела. Нос изогнутый, дом в Сачхере имеет и здесь на Навтлуги будку – ларовый магазин.
Ирина присела, где стояла, на стул в прихожей.
- Фантастика.
- А что тут фантастического? - индифферентно ответила Цицо. - Я сколько за свою жизнь чашек пересмотрела, тебе и не снилось. Пять лари чашка для своих. И все сбывалось.
Ирина в глубокой задумчивости поспешила попрощаться и пошла домой.
Еще раз просмотрела свои конспекты, скачанные из Интернета и суммировано облегченные. Может, у Цицо просто очень развитая фантазия? Или с пятном тем что-то не то.
Для чистоты эксперимента решила сходить к своей подружке Нино через дорогу, проверить научную базу данных. Нино считалась по праву очень развитой и многосторонней личностью, перепробовала за жизнь много разных работ и везде достигала успеха, но почему -то бросала их на пике финансового процветания.
Нино посмотрела на пятно Роршаха и рассмеялась:
- Убери эту мазню. У меня абстрактное мышление на нуле. Грязь, она и есть грязь. Зато я по запаху могу на спор определить, какое вино в стакане. Более нужная в жизни вещь, чем твои каляки.
Ирина кинула взгляд в свою шпаргалку по психиатрии. Не нашла четких указаний к типу личности.
Пока листала формуляр, в комнату вошел муж Нино, Эмзар. Ирина решила и его протеститровать, хуже не будет. Хоть кто-то же должен был подойти под описание метода.
Эмзар посмотрел внимательно на невзрачную серо-черную абстракцию и неожиданно улыбнулся.
- Ау, как они классно танцуют!
Ирина не утерпела с уточнением.
- Ты хочешь сказать, что эта штука движется?
- А разве нет? - ответил Эмзар вопросом на вопрос, не отрываясь от рисунка.
После этого у Ирины пропало желание тестировать окружающую публику.
Может, что-то не так делает? Навела справки, кто из более менее близких знакомых имел хоть отдаленное касание с психиатрией, и в итоге нашла пенсионерку медсестру Циалу Иосифовну. Старушка в свое время работала на Асатиани, в психушке.
Ирина не поленилась, навестила бабулю с коробкой конфет, надеясь побольше услышать о конкретных случаях, фобиях и маниях. Для представительства все сгодится.
- Циала Иосифовна, вы не боялись работать в таком заведении, с реальными психами?
Легкая ироничная улыбка тронула сизые губы старушки, а глаза с красными прожилками сверкнули загадочным отсветом:
- Нет, там мне не было страшно. Наоборот, спокойно за прочными решетками и жалюзями. Страшно мне быть здесь, снаружи. Вы, не профессионалы, просто не представляете, сколько не совсем адекватных людей находятся с вами на расстоянии вытянутой руки каждый день в метро, в магазине, в аптеке. Человеческая психика - такая вещь, как та мина замедленного действия, не знаешь, где рванет и что послужит детонатором.
Ирина задумалась и решила не браться за психотерапию. Газетчицей как-то надежнее…
*Тест Роршаха — психодиагностический тест для исследования личности, опубликован в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом. Известен также под названием "пятна Роршаха".
Это один из тестов, применяемых для исследования психики и ее нарушений. Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс. Каждая такая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций — испытуемый должен назвать любое возникающее у него слово, образ или идею. Тест основан на предположении, согласно которому то, что индивид "видит" в кляксе, определяется особенностями его собственной личности.
Подписывайтесь на видео-новости из Грузии на нашем YouTube-канале.