Джо Байден пригрозил Саудовской Аравии последствиями за то, что она сближается с Россией, — впрочем, сам президент говорил лишь о последствиях принятого ОПЕК+ решения о сокращении добычи нефти, но его пресс-секретарь и ведущие конгрессмены прямо заявляют о причинах, по которым США должны наказать Саудовскую Аравию, пишет автор РИА Новости.
"Они определенно сближаются с Россией. Сейчас неподходящее время, чтобы сближаться с Россией. <...> США нужно пересмотреть отношения с Саудовской Аравией", — заявила пресс-секретарь Байдена.
"Политика принца Мухаммеда помогает спонсировать начатые Путиным боевые действия через картель ОПЕК+. <...> Играть в этом конфликте за обе стороны просто нельзя. До тех пор, пока королевство не пересмотрит свою позицию по отношению к украинскому конфликту, я одобрять какое-либо сотрудничество с Эр-Риядом не буду", — сообщил председатель комитета по международным делам сената США Роберт Менендес.
"Эр-Рияд оказывает поддержку Москве и саботирует решения Вашингтона. <...> Необходимо прекращение передачи королевству американских военных технологий. Попросту говоря, Америке не следует предоставлять настолько безграничный контроль над стратегическими оборонными системами стране, которая, судя по всему, выступает союзником нашего злейшего врага — Владимира Путина, шантажиста с ядерной бомбой", — написали в издании Politico сенатор Ричард Блюменталь и член палаты представителей Ро Ханна.
А три члена палаты представителей на прошлой неделе даже выдвинули проект "Закона о напряженном партнерстве", предусматривающий вывод всех войск США (включая системы противоракетной обороны) не только из Саудовской Аравии, но и Эмиратов:
"Резкое сокращение добычи нефти в Саудовской Аравии и ОАЭ, несмотря на заигрывания президента Байдена с обеими странами в последние месяцы, является враждебным актом в отношении Соединенных Штатов и четким сигналом того, что они выбрали сторону России в ее конфликте с Украиной.<...> Мы не видим причин, по которым американские войска и подрядчики должны продолжать оказывать эту услугу странам, которые активно работают против нас. Если Саудовская Аравия и ОАЭ хотят помочь Путину, они должны рассчитывать на его защиту".
Неудивительно, что речь в законопроекте идет не только о Саудовской Аравии, но и об Объединенных Арабских Эмиратах: две ведущие страны Аравийского полуострова стараются координировать свою внешнюю политику. Поэтому когда Путин во вторник принимал в Санкт-Петербурге президента ОАЭ принца Мухаммеда, с ними незримо присутствовал и другой Мухаммед — наследный принц и фактический правитель Саудовского королевства. Более того, за Саудовской Аравией и Эмиратами стоят еще четыре государства — это члены организации "Совет сотрудничества стран Персидского залива" (Кувейт, Катар, Бахрейн, Оман). Государства Залива являются не только самыми богатыми странами арабского мира, но и его неформальными лидерами. А арабский мир, в свою очередь, является ядром исламского мира, то есть 1,5-миллиардной мусульманской уммы — силы, потенциально сопоставимой с китайской и индийской цивилизациями.
И вот тут мы возвращаемся к Украине.
Штаты хотят наказать Саудовскую Аравию за то, что она не только не хочет присоединяться к давлению на Россию (потому что арабы рассматривают конфликт на Украине как конфликт России и Запада, а не как "подрыв Россией мировой безопасности"), но еще и играет вместе с Москвой на энергетическом рынке, не желая снижать цены. Точно так же Штаты недовольны Китаем и Индией, которые не собираются подыгрывать Западу в его борьбе с Россией. Но ни Китай, ни Индия не являются союзниками Штатов — более того, тот же Китай открыто объявлен ими "главной угрозой". Дели не зависит от США в военном плане — хотя их военное сотрудничество растет, Индия всегда будет оставаться самостоятельным центром силы. А вот страны Персидского залива являются военными союзниками США, и для той же Саудовской Аравии последние восемьдесят лет ее истории (из общих ста) связка с Америкой была принципиально важна. Так думали в Вашингтоне, и так в самом деле было до поры до времени.
Но Штаты потеряли Саудовскую Аравию почти десять лет назад — и сами не заметили этого. Осенью 2013-го, после того, как они отказались от анонсированного удара по Сирии, фактически отдав инициативу на Ближнем Востоке России, саудиты окончательно разуверились в своем союзнике. Они поняли, что Штаты постепенно уходят с Ближнего Востока и надо учиться жить в новых условиях. Именно тогда по-настоящему и началось сближение Москвы и Эр-Рияда, ускорившееся после событий 2015 года — начала нашей операции в Сирии и смены власти в Саудовской Аравии. Потом США пытались применять в отношении саудитов метод кнута и пряника, но без особых успехов. Штаты проспали и потеряли Саудовскую Аравию. А теперь хотят наказать ее?
В Вашингтоне уверены, что военная зависимость стран Залива от американцев является лучшим способом давления на них, не понимая, что все уже давно ровно наоборот. Это Штатам нужны базы в странах Залива, потому что 50 тысяч американских войск обеспечивают американские интересы как в регионе, так и на глобальном уровне. Да, арабские страны слабы в военном плане, что показала война в Йемене, которую ведут Саудовская Аравия и Эмираты, но они больше не верят в то, что американцы защитят их в случае угрозы.
Раньше, в 50-70-е годы, англосаксы уверяли монархов, что защищают их от коммунистической угрозы, исходившей от СССР и его ближневосточных союзников, стран социалистической ориентации (сначала Египет, потом Ирак, Сирия и Южный Йемен). Затем страны Залива боялись шиитского Ирана, в котором победила Исламская революция, — и американцы делали вид, что защищали их от страшных мулл. Но потом Штаты уничтожили Ирак, и влияние Ирана в регионе лишь возросло. А после "арабской весны" и появления ИГИЛ* страны Залива и вовсе поняли, что американская защита немногим лучше американской агрессии — по крайней мере, по последствиям.
И они начали сближаться с Китаем и Россией, уменьшая свою зависимость от Запада. Вечный враг, которым их так долго пугали, Иран, в этой конфигурации оказывается уже не так страшен: несмотря на извечные арабо-персидские противоречия и соперничество, никакой обреченности на военный конфликт нет. А потенциальное присоединение к ШОС (где Иран уже участвует, а страны Залива становятся наблюдателями) со временем позволит подойти к созданию в Заливе региональной системы безопасности без американского участия (но с российскими гарантиями).
Да, этот путь будет долог, но мир в любом случае переживает грандиозную трансформацию. Отсидеться в стороне от которой арабским странам не удастся, а быть в ней объектом манипуляций, как в последний век, они точно не хотят. Именно на это и делает главную ставку Владимир Путин, и именно поэтому арабские лидеры выстраивают стратегические отношения с Россией. Над укреплением которых работает и Америка — своими угрозами наказать принцев.
* Запрещенная в России террористическая организация.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции